Для певчих птиц приемные отцы оказались важнее родных
Несмотря на генетическую предрасположенность копировать пение отцов, певчие птицы могут учиться и у приемных родителей, если слушают их с раннего возраста. Статья с результатами работы американских биологов опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Так же, как и человеческая речь, пение многих птиц, например японских амадин (одомашненных потомков острохвостой бронзовой амадины Lonchura striata), зависит от пения взрослых особей, которое они слушали в раннем детстве. В природе такой взрослой особью, как правило, оказывается родной отец, но птенцы, выращенные в лаборатории с приемными отцами, учатся петь иначе.
В новой работе биологи показывают, что на формирование песен птиц влияет опыт взаимодействия. Птицы, слышавшие только созданные на компьютере записи песен, все равно начнут петь как их родной отец, которого они никогда не слышали. Это открытие подтверждает сильную генетическую компоненту птичьего пения, но указывает и на то, что ее можно подавить опытом из ранних этапов жизни.
В серии опытов с разными темпами оказалось, что у птиц, слышавших синтетические песни, вариативность темпа собственной трели лишь на 21% определяется проигрываемой песней, а на 55% — отцовской. В случае приемных отцов ситуация оказалась обратной: темп на 53% определялся пением другой особи и на 16% — генетикой.
Новая работа указывает, что интерпретация многих генетических исследований людей, в частности однояйцевых близнецов, может быть неверна. В таких работах обычно подразумевалось, что сложные черты характера, такие как чувство юмора или академическая успеваемость, определяются генетикой в фиксированной пропорции, например, на 80% генетикой, на 20% — средой. В отдаленном будущем авторы надеются даже найти потенциальные поведенческие способы подавлять определяемые генетикой отрицательные качества, в том числе предрасположенность к психиатрическим заболеваниям.