Опубликовано 08 октября 2016, 14:59

«Питающийся» радиацией микроб указал на неизвестные механизмы зарождения жизни

Desulforudis audaxviator

© NASA

Ученые обнаружили необычную бактерию, которая живет глубоко под землей и получает энергию для жизнедеятельности не от таких привычных источников, как свет, кислород и углерод, а от радиоактивного урана. По мнению авторов работы, это говорит о том, что на других планетах могут существовать сходные формы жизни. Исследование представлено в журнале Journal of the Royal Society Interface.

Бактерия Desulforudis audaxviator обитает на глубине до трех километров под землей, куда не поступает свет. Микроб «питается» благодаря радиоактивному излучению урана в подземных породах. Радиация «разъединяет» молекулы серы и водорода в породах, в результате чего образуется сульфат и перекись водорода, возбужденные внутренней энергией. Микроб поглощает энергию этих молекул, а затем «выплевывает» их. Большинство полученных ресурсов уходит на размножение и поддержку организма, но некоторая часть тратится также на восстановление после нанесенного радиацией ущерба.

Изучив бактерию, специалисты предположили, что аналогичным образом живые организмы могут существовать на других планетах — питаться энергией космического излучения (элементарных частиц и ядер атомов, движущихся с высокими энергиями в космическом пространстве). Эксперты рассчитали, какое количество космических лучей в галактике поступает на планеты Солнечной системы.

Выяснилось, что Марс является главным кандидатом, на котором могут существовать организмы, питающиеся за счет этих лучей. Интересно, что Земля в этом случае наименее пригодна для таких организмов, поскольку магнитное поле и атмосфера защищают нас от воздействия большинства космических лучей.

Исследователи отмечают, что живые организмы могут «питаться» космическими лучами на планетах и их спутниках, где на первый взгляд среда обитания кажется непригодной для живых организмов. В дальнейшем ученые проведут эксперименты, чтобы понять, как бактерия реагирует на воздействие космических лучей, количество которых сравнимо с их количеством на Марсе, спутнике Юпитера Европе и других небесных телах.