Опубликовано 14 февраля 2017, 14:18

План создать единый сервис препринтов по биологии вызвал бурные споры

© StartupStockPhotos/Pixabay

Идея создать единое онлайн-хранилище для препринтов по биологическим и медицинским наукам (ASAPbio) получила поддержку десятков научных фондов, государственных и благотворительных организаций. Однако среди ученых возникли споры о том, чем плох работающий сайт bioRxiv.org и нужно ли строить что-то новое. Об этом сообщает Science News.

Группа ASAPbio 13 февраля объявила о запуске «Центрального сервиса» для препринтов — научных работ, которые еще не приняли к публикации в журналах и которые пока не прошли процесс рецензирования. Заручившись поддержкой Национальных институтов здоровья США, Европейского исследовательского совета, Совета по медицинским исследованиям Великобритании и других структур, ASAPbio представила принципы и правила будущего хранилища. Например, им должен управлять независимый совет, во главе которого должны стоять ученые, а за публикацию и чтение препринтов не должна взиматься плата.

По замыслу основателей, «Центральный сервис» призван также стать агрегатором препринтов с других сайтов: arXiv.org, PeerJ и «карманах» сайтов, которые организуют крупные издательства.

Однако многочисленные поклонники сервера bioRxiv.org, запущенного при поддержке Лаборатории Колд-Спринг-Харбор, ставят под сомнение нужду в каком-то новом «Центральном сервисе».

Однако ASAPbio предпочли бы, чтобы bioRxiv.org стал одним из участников будущего «Центрального сервиса». Одной из целей нового проекта является переход к более удобному, нежели PDF, формату препринтов. Причиной такой меры стало недовольство ученых: в одном из недавних опросов 2/3 респондентов отметили, что хотели бы работать с препринтами в более удобном для смартфона формате.