Опубликовано 24 июля 2020, 21:00

Ученые выяснили, почему обезьяны быстрее человека учатся мелкой моторике

© Afrika Force/Flickr

Международный коллектив исследователей нашел возможные причины того, почему приматы учатся навыкам, связанным с мелкой моторикой, быстрее человека. Статья с результатами работы опубликована в журнале Science Advances.

Люди могут делать руками множество различных движений, недоступных большинству животных, однако для этого им требуется довольно много времени. Обычно младенцам нужно около пяти месяцев, чтобы научиться хватать предметы. Изучение более сложных навыков, таких как использование вилки и ножа или завязывание шнурков на ботинках, может занять еще пять-шесть лет. К этому возрасту многие другие виды приматов уже имеют собственное потомство.

Авторы нового исследования старались выяснить, почему так происходит. Для этого биологи исследовали 128 молодых животных в 13 европейских зоопарках с рождения до возраста, в котором они достигли максимального уровня ловкости. Оказалось, что навыки, связанные с ловкостью рук, все приматы осваивали в совершенно одинаковом порядке.

Однако исследователи обнаружили серьезные различия в специфических навыках взрослых особей разных видов приматов. Виды с довольно большим размером мозга, такие как макаки, гориллы или шимпанзе, могут решать гораздо более сложные задачи, используя свои руки, чем приматы с небольшим мозгом, такие как лемуры или мартышки. Однако за ловкость приходится платить: видам с большим мозгом, таким как люди, требуется много времени для изучения даже самых простых движений рук и пальцев.

Исследователи предполагают, что это обусловлено меньшим размером мозга более развитых видов при рождении. Кроме того, люди начинают изучать некоторые моторные навыки значительно позже, и на это уходит большое количество времени, в течение которого родители должны оберегать детенышей. Соответственно, для видов с большим мозгом количество этого времени выше.