Опубликовано 09 октября 2020, 10:11
2 мин.

Ученые выяснили, почему самки кротов интерсексуальны

© Inde/PxHere

Международная команда ученых выяснила, почему у самок кротов одновременно развиваются ткани яичников и семенников, а также наличествует очень высокий уровень мужских половых гормонов. Оказалось, что причина этого явления в инверсии последовательности ДНК в области, участвующей в развитии семенников, а также в троекратном повторении последовательности, ответственной за выработку андрогенов. Работа опубликована в журнале Science.

Самки кротов интерсексуальны, у них присутствуют промежуточные признаки мужского и женского пола, однако при этом сохраняется фертильность. Как и у всех млекопитающих, у них есть две Х-хромосомы, но, несмотря на это, развиваются функциональные ткани как яичников, так и семенников, которые объединены в один орган — овотестис, что очень редкое для млекопитающих явление. Ткань семенников самки крота вырабатывает большое количество мужских половых гормонов, в том числе тестостерон.

Команда ученых из Германии, Австрии, Испании и Швейцарии обнаружила генетические особенности, ведущие к такому необычному развитию репродуктивной системы самок кротов. Авторы впервые полностью секвенировали геном иберийского крота (Talpa occidentalis) и исследовали трехмерную структуру генетического материала внутри клетки. Ученые предположили, что изменения происходят не только в генах, но и в связанных с ними регуляторных последовательностях. Вероятно, в ходе эволюции у кротов изменились крупные части генома, а при перемещении сегментов ДНК могли появиться совершенно новые регуляторные домены, активирующие или ослабляющие экспрессию генов.

Сравнивая геном кротов и других животных, команда обнаружила инвертированный, то есть перевернутый, участок последовательности ДНК в области, которая участвует в развитии семенников. Благодаря этому изменению у самок кротов в дополнение к тканям яичников закладываются ткани семенников. Ученые также обнаружили троекратное повторение последовательности, ответственной за производство мужских половых гормонов — андрогенов, в частности гена выработки андрогенов CYP17A1.

Активация  CYP17A1 у мышей и у кротов