Опубликовано 18 марта 2020, 21:06

Исследователям удалось подтвердить гипотезу Дарвина

© William Leon/Flickr

Исследователи Кембриджского университета обнаружили, что подвиды млекопитающих играют более важную роль в эволюции, чем считалось ранее. Об этом авторы рассказали в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Вид — это группа животных с общими морфофизиологическими, биохимическими и поведенческими признаками, которые могут свободно скрещиваться между собой, обитают в одной и той же зоне и одинаково изменяются под действием факторов среды. Некоторые виды содержат подвиды — популяции, которые немного отличаются друг от друга физическими признаками и ареалами размножения. Например, жирафы Giraffa camelopardalis имеют три подвида, которые обычно живут в разных местах относительно друг друга, а рыжие лисы — 45 разновидностей, обитающих по всему миру.

Одно из утверждений Чарльза Дарвина в знаменитой книге «Происхождение видов» гласило, что линии животных с большим количеством видов должны также иметь больше подвидов. Однако до сих пор ученые считали, что эти разновидности организмов не играют большой роли в эволюционных процессах. Доказать обратное удалось ученым Кембриджского университета.

Антропологи подтвердили гипотезу Дарвина, изучив данные, собранные натуралистами за сотни лет — задолго до того, как Дарвин впервые посетил Галапагосские острова на борту корабля «Бигль». Ученые анализировали данные, чтобы выяснить, можно ли считать подвиды ранней стадией видообразования. Оказалось, что можно, но эволюционные факторы в этих двух группах различаются.

Выяснилось также, что водные и наземные подвиды формируются, изменяются и размножаются по-разному, и это, в свою очередь, влияет на появление новых видов из других разновидностей. Например, если на пути группы животных встанет естественный барьер вроде горного хребта, он может разделить их и позволить им развиваться независимо друг от друга. Летающие и морские млекопитающие — такие как летучие мыши и дельфины — имеют меньше физических барьеров в окружающей среде, поэтому обладают меньшим числом подвидов.

Эта работа также показывает, какое влияние на животный мир может оказать человек. Уничтожая естественную среду животных, мы можем не только сократить их численность, но и изменить зону обитания. Такие изменения могут по-разному повлиять на разные группы животных. Чтобы лучше понять это, ученые создали компьютерную модель, которая поможет оценить ущерб от антропогенного воздействия и скоординировать усилия по сохранению животных.