Опубликовано 24 октября 2019, 20:01

Составлено наиболее полное эволюционное дерево растений

© Karen Fitzgerald/Flickr

Используя генетические данные 1147 видов, команда ученых создала наиболее полное эволюционное дерево растений на сегодняшний день. Статья об этом опубликована в журнале Nature.

История и эволюция растений может быть прослежена примерно на миллиард лет. Первыми организмами, которые использовали солнечную энергию с помощью хлоропластов, были водоросли. Другими словами, они были первыми растительными организмами, осуществляющими фотосинтез. Сегодня ученые насчитывают более 500 тыс. видов растений, включая как водные, так и наземные виды. Все они произошли от общего предка. Но как случился этот скачок биоразнообразия, до сих пор неясно.

Биологи со всего мира, объединившиеся в коллаборации One Thousand Plant Transcriptomes Initiative, попытались найти ответ на этот вопрос, используя геномный анализ. Они собрали образцы 1147 видов наземных растений и водорослей и секвенировали их транскриптомы. Используя эти данные, исследователи реконструировали эволюционное развитие растений и появление отдельных видов. Их внимание было сосредоточено на тех представителях царства, которые до сих пор не были изучены на этом уровне, — многих водорослях, мхах, а также цветковых растениях.

Ранее считалось, что наибольшее увеличение биоразнообразия произошло в момент перехода к цветковым растениям. Но новые данные показывают обратное. «Переход от водных растений к наземным был отправной точкой для всех дальнейших генетических изменений. Это событие было самым большим вызовом для растений, и поэтому они нуждались в большем количестве генетических инноваций, чем когда-либо прежде, — отмечает один из соавторов работы, аспирант Галле-Виттенбергского университета Мартин Порш. — Мы обнаружили огромный рост генетического разнообразия во время этого перехода, после чего оно достигло плато».

По мнению исследователей, крупный рост биоразнообразия с появлением цветковых растений начался лишь спустя многие миллионы лет, поскольку, помимо всего прочего, для этого долгое время отсутствовали подходящие экологические условия. Более того, ученые предполагают, что, возможно, долгое время цветковые растения не могли возникнуть из-за отсутствия подходящего генетического потенциала.