Опубликовано 20 апреля 2020, 10:30

Биологи выяснили последствия вымирания морской мегафауны

Горбатый кит

© Mathieu Belanger/Reuters

Международная группа исследователей изучила особенности морских видов мегафауны, чтобы лучше понять потенциальные экологические последствия их вымирания при различных сценариях развития событий в будущем. Свою статью ученые опубликовали в журнале Science Advances.

Мегафауна — это самые крупные животные в океанах, вес которых превышает 45 килограмм. К ним относят, например, акул, китов, тюленей и морских черепах. Эти виды играют ключевую роль в различных экосистемах, потребляя огромное количество биомассы, соединяя океанические экосистемы и физически изменяя среду обитания. Размер представителя мегафауны, его рацион и перемещения в своей среде определяют экологические функции вида. Поэтому измерение разнообразия признаков позволяет ученым количественно оценить вклад морской мегафауны в экосистемы и оценить потенциальные последствия их вымирания.

Команда биологов из университетов Великобритании, Франции, Швеции, США и Дании собрала обширный массив данных о различных характеристиках всех представителей морской мегафауны, чтобы понять их роль в экологии и выяснить последствия вымирания. Затем, проведя моделирование различных сценариев будущего и количественной оценки потенциального воздействия потери видов на функциональное разнообразие, авторы работы придумали специальный индекс под названием FUSE, который определяет виды, находящиеся под угрозой и имеющие особое значение для функционального разнообразия.

Результаты исследования показали различные особенности морской мегафауны и то, какое место она занимает в океанических экосистемах. Авторы показали, что при сохранении нынешних темпов вымирания этих животных в ближайшие 100 лет мы можем потерять в среднем 18% видов морской мегафауны, что выразится в потере 11% объема экологических функций. Тем не менее, если бы все ныне угрожаемые виды вымерли, мы могли бы потерять 40% видов и 48% экологических функций.

По прогнозам исследователей, больше всего пострадают акулы, причем потери их видового богатства будут намного выше показателя при случайных вымираниях. По словам ученых, скорее всего, у природы есть своего рода «резерв» морских видов, которые могут занимать определенные ниши и выполнять свои экологические функции. Но пока неясно, насколько этот резерв велик и при каком проценте вымирания морской мегафауны он сможет восполнить ее нехватку.