Опубликовано 16 мая 2018, 13:40

«Постели» шимпанзе чище человеческих

© Kathelijne Koops/Global Look Press

Шимпанзе поддерживают чистоту в своих «постелях» в кронах деревьев лучше, чем люди в своих кроватях. Такой вывод биологи сделали на основе изучения присутствующих в гнездах обезьян микробов и членистоногих. Исследование опубликовано в журнале Royal Society Open Science.

Устраиваясь на ночлег, шимпанзе каждый день создают себе гнездо на дереве: загибают и ломают ветки, создавая достаточно большую площадку, которую покрывают листьями или травой. Ученые решили сравнить обитающих в этих «постелях» живых существ с аналогичными из человеческих жилищ. «Мы знаем, что дома людей представляют самостоятельные экосистемы, а кровати часто содержат определенный набор организмов, обитающих в помещениях, — говорит ведущий автор работы Меган Томмес из Университета штата Северная Каролина в США. — Например, около трети бактерий в постелях людей попадают туда с наших тел, в том числе из полости рта, с кожи и из кишечника».

Авторы собрали микробиологические пробы в 41 «постели» шимпанзе в Танзании, а из 15 при помощи пылесоса отловили мелких обитателей этих лежбищ — насекомых и паукообразных. Неудивительно, но микрофлора постелей близких родственников людей сильно отличалась от человеческих. В частности, ученые нашли у них большее разнообразие микроорганизмов; его видовой состав отражал древесный образ жизни. Тем не менее, в лежбищах обезьян почти не встречались кожные, ротовые или фекальные бактерии, что удивило биологов. Разнообразие микробных сообществ в разных гнездах удалось практически полностью объяснить сезоном взятия пробы и высотой над уровнем моря.

Также ученые не обнаружили большого количества членистоногих-паразитов — их оказалось всего четыре, причем не четыре разных вида, а всего четыре штуки в 15 гнездах, причем они не были характерными именно для шимпанзе. «Эта работа действительно показывает роль созданных человеком сооружений в формировании экосистем нашего непосредственного окружения, — подытоживает Томмес. — В некотором смысле, наши попытки создать для себя чистую среду на самом деле делают ее менее идеальной». Авторы делают вывод, что в отличие от человека, шимпанзе взаимодействуют примерно с тем же набором микробов и днем, и ночью.