Опубликовано 17 сентября 2020, 10:20

Выяснено происхождение домашних лошадей

© Ilya Naymushin/Reuters

Ученые проанализировали ДНК из останков первых домашних лошадей и выяснили, что, скорее всего, они происходят не с полуострова Анатолия, как предполагалось ранее, а были завезены туда из Евразийской степи в бронзовом веке. Работа опубликована в журнале Science Advances.

Приручение лошадей около 5,5 тыс. лет назад навсегда изменило жизнь людей, оказав огромное влияние на перемещения, торговлю и военные действия. Несмотря на важную роль этого события, до сих пор остается неясным, где, когда и сколько раз приручали лошадей. Наиболее распространенное мнение заключается в том, что первые домашние лошади происходят с полуострова Анатолия, или Малая Азия, расположенного на территории современной Турции. В последние годы обнаружение останков лошадей в хорошо сохранившихся археологических памятниках Анатолии и соседних регионов, а также прогресс в палеогенетических методах позволили подробно изучить происхождение домашних лошадей в этой части Западной Азии.

Исследования останков древних лошадей, проведенные международной командой ученых, показали, что, вероятнее всего, они были завезены на Анатолию и близлежащий Кавказский регион из Евразийской степи в бронзовом веке (примерно II тыс. лет до н. э.). В ходе исследований ученые проанализировали более 100 останков лошадей из восьми поселений в центральной Анатолии и шести поселений на Кавказе, датируемых в основном ранним неолитом и железным веком (IX–I тыс. лет до н. э.). Ученые провели морфологический и палеогенетический анализ, а также тщательно изучили митохондриальную ДНК, ДНК Y-хромосомы и ДНК-маркеры, отвечающие за цвет шерсти. Они обнаружили, что генетические линии, все еще присутствующие в геноме домашних лошадей, внезапно появились около II тыс. лет до н. э., а не развивались постепенно с течением времени, как можно было бы ожидать, если бы эти изменения возникли в Анатолии.