Опубликовано 17 марта 2020, 15:34

Биологи выяснили происхождение отвечающих за метаболизм белков

© Rachel Suggs/Quanta

Исследователи из Университета Ратгерса выяснили, как выглядели самые первые белки на планете. Авторы предполагают, что эти соединения можно использовать в качестве биосигналов при поиске внеземной жизни. Статья об открытии опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.

«Мы очень мало знаем о том, как возникла жизнь на нашей планете, — говорит один из исследователей, профессор биохимии и молекулярной биологии в Медицинской школе Университета Ратгерса Викас Нанда. — Наша новая работа позволяет заглянуть в глубь времен и понять, как выглядели первые метаболические белки. Мы построили модели белков в лаборатории, чтобы понять, могли ли они стать инициаторами реакций, критически важных для раннего метаболизма».

В своей работе биохимики сосредоточились на двух типах пространственных структур — ферредоксиновой укладке и укладке Россмана. Первая связывает между собой атомы железа и серы, а вторая — нуклеотиды. Более ранние работы показали, что эти две укладки могли иметь одного общего предка, и если это правда, то такая молекула могла быть первым метаболическим белком в истории.

Поэтому исследователи решили проследить эту эволюцию в обратном направлении. Чтобы сделать это, им пришлось собрать воедино все белки, которые могут иметь к этому отношение. Они стали частью большой головоломки, которую авторам удалось решить, использовав компьютерное моделирование.

Исследователи предполагают, что эти белковые структуры были первыми метаболическими белками, появившимися где-то 3,5–2,5 миллиарда лет назад. Авторы уверены, что нашли именно те «строительные блоки», которые привели к созданию живых организмов на более поздних этапах развития жизни на Земле. Используя результаты этого исследования, ученые также планируют анализировать атмосферы экзопланет на предмет наличия таких простых белковых структур. Их обнаружение может быть достаточно надежным биосигналом, говорящим о возможном наличии жизни на планете.