Опубликовано 10 февраля 2020, 15:15

У рачков-бокоплавов обнаружили «пристрастие» к определенному роду паразитов

© Jānis U/Wikimedia Commons

Российские ученые провели анализ внутриклеточных паразитов рачков-бокоплавов Gammarus lacustris. Выяснилось, что почти все они относятся к одному и тому же роду. Статья поддержанных грантом Российского научного фонда исследователей опубликована в журнале Journal of Invertabrate Pathology.

Микроспоридии — это внутриклеточные паразиты, которые относят к простейшим — одноклеточным или колониальным организмам, которые имеют ядро. Ученые находили их у всех основных групп ядерных организмов, от простейших и беспозвоночных до человека. Более половины всех их видов заражают водных обитателей, в том числе и рачков-бокоплавов (гаммарусов). Чаще всего паразиты попадают в организм рачков, когда они поедают друг друга.

Находясь внутри, микроспоридии могут менять соотношение полов в популяции и поведение организмов. Часто паразиты вызывают болезни домашних насекомых — шелкопрядов, пчел — и некоторых беспозвоночных, таких как креветки и мидии. Для человека обычно они не представляют опасности, но предыдущие исследования показали их негативное влияние на людей с ВИЧ.

Ранее в Байкале ученые обнаружили 350 видов и подвидов рачков-бокоплавов, абсолютное большинство которых не встречается нигде за его пределами. Но в расположенных рядом с озером водоемах практически всю популяцию рачков составляет вид Gammarus lacustris. Ученые из Иркутского государственного университета совместно с коллегами из Байкальского исследовательского центра и Иркутского научно-исследовательского противочумного института Сибири и Дальнего Востока собрали представителей этого вида в разных озерах, окружающих Байкал, и обнаружили в ДНК их тканей гены микроспоридий только одного рода под названием Dictyocoela.

Это показалось исследователем необычным, поскольку многочисленные байкальские рачки заражаются самыми разными микроспоридиями. Дальнейшее исследование позволило установить, что родом Dictyocoela заражены бокоплавы не только из близлежащих к Байкалу озер, но и из других регионов мира — от Тибета до побережья Белого Моря и даже Шотландии.

«На сегодняшний день недостаточно данных для того, чтобы сделать выводы о том, каким образом протекала совместная эволюция микроспородий и Gammarus lacustris. Но мы выяснили, что и паразит, и его хозяин хорошо приспособились друг к другу и, вероятно, образовали устойчивую пару на очень длительном эволюционном отрезке времени. А это, в свою очередь, значит, что они развивались и распространялись совместно», — отмечает один из исследователей, директор Научно-исследовательского института биологии ИГУ Максим Тимофеев.