Опубликовано 04 октября 2019, 17:37

Растения используют общий «язык» для общения

© mobile_gnome/Flickr

Новое исследование показывает, что растения могут общаться друг с другом на одном «языке», когда они подвергаются нападению со стороны вредителей. Статья об этом вышла в номере журнала Current Biology.

Исследование показывает, что растения могут обмениваться сообщениями с помощью химических веществ, известных как летучие органические соединения (ЛОС). Одни растения могут испускать их при атаке вредителей, тогда как другие способны улавливать эти вещества и «готовиться» к набегу.

Ученые работали с Solidago altissima — видом золотарника, растения, широко распространенного на большей части территории Канады, Соединенных Штатов Америки и северной Мексики. Авторы работы изучали, как этот вид растений реагирует на воздействие жука-листоеда. Большой находкой является то, что один из исследователей, профессор экологии и эволюционной биологии Корнеллского университета Андре Кесслер, называет «коммуникацией по открытому каналу». Оказалось, что, когда растения подвергаются нападению, их запахи, переносимые ЛОС, становятся очень похожими. В ходе исследования было установлено, что соседние растения реагируют на предупредительные химические сигналы и готовятся к предполагаемой угрозе, такой как появление насекомых-вредителей.

«Таким образом, они как бы начинают говорить на одном языке или использовать одни и те же предупреждающие знаки, чтобы свободно делиться информацией, — отмечает Кесслер. — Обмен информацией становится независимым от того, насколько тесно они связаны друг с другом. Мы очень часто видим, что, когда растения подвергаются нападению патогенов или травоядных, они изменяют свой метаболизм. Но это не случайное изменение — на самом деле эти химические и метаболические изменения помогают им справиться с вредителями. Это очень похоже на нашу иммунную систему: хотя у растений нет антител, как у нас, они могут бороться с угрозой, используя летучие соединения».

Такие выводы могут найти практическое применение во всем мире. По словам ученых, они уже работают над системой под названием push-pull («тяни-толкай»). Она разрабатывается в Кении Международным центром физиологии и экологии насекомых и основана на манипулировании потоком информации для борьбы с вредителем на кукурузных полях.