Опубликовано 05 февраля 2019, 19:11

Новый белок для редактирования генома меньше и лучше аналогов

© University of California/Pixabay/Indicator.Ru

Биологи описали новый белок, с помощью которого можно вносить точечные изменения в наследственную информацию живых организмов, в том числе человека. Соединение получило название CasX и выгодно отличается от аналогов меньшим размером. Результаты опубликованы в журнале Nature.

За последние несколько лет системы редактирования генома на основе белка Cas9 продемонстрировали значительные успехи. Их применяли для изменения наследственной информации многих животных, растений, бактерий и даже человеческих эмбрионов. Такие возможности по контролируемому изменению последовательностей ДНК открывают большие перспективы как для фундаментальной биологии, так и для прикладных направлений, таких как лечение наследственных заболеваний и биосинтез необходимых соединений.

В новой работе биологи детально описывают возможности белка CasX, найденного два года назад у одних из самых маленьких бактерий. По структуре он похож на Cas9 и его родственника Cas12, но отличается в достаточной степени, чтобы предполагать независимое от других белков семейства Cas происхождение. Он, подобно аналогам, может быть направлен на специфический участок генома, способен разрезать двухцепочечную ДНК или связываться с ней для регулирования активности генов. Однако CasX обладает важным преимуществом — он не встречается у бактерий, обитающих в организме человека. Следовательно, наша иммунная система не должна столь активно реагировать на его присутствие, в то время как именно взаимодействие с иммунитетом называли одной из проблем применения систем на основе Cas9.

«Объединение биохимии, редактирования генома и структурных экспериментов в рамках одной работы — это яркий пример всестороннего подхода в нашем институте, — говорит руководитель коллектива Дженнифер Дудна из Института инновационной геномики, один из первооткрывателей системы CRISPR/Cas9. — Мы не просто пытаемся найти очередные молекулярные ножницы, мы хотим получить инструмент с множеством возможностей, новый швейцарский нож».