Опубликовано 07 октября 2020, 17:07

Рептилии эволюционировали медленно и без скачков

© Dmitry Bogdanov

Ученые выяснили, что в эволюции рептилий не было каких-либо внезапных скачков. Это противоречит распространенной теории эволюционной радиации. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Тьяго Симойес — сотрудник отдела органической и эволюционной биологии и музея сравнительной зоологии Гарвардского университета. С 2013 по 2018 год он посетил более 20 стран и более 50 различных музеев, чтобы сделать компьютерную томографию и фотографии около тысячи окаменелостей рептилий, возраст которых достигает нескольких сотен миллионов лет. С помощью этих материалов он смог создать самую большую существующую схему эволюции основных живых и вымерших групп рептилий. Теперь он вместе с коллегами провел статистический анализ своей базы данных, чтобы лучше понять эволюцию этих существ.

Ученые показали, что эволюция рептилий была медленным и постепенным процессом, который сопровождался только небольшими изменениями строения их организма. Например, появление бронированных форм тела или крыльев для планирования растягивалось на 50 миллионов лет. Также ученые показали, что эволюция ящериц шла медленнее, чем предполагалось ранее.

«Современное разнообразие рептилий — это не результат какого-либо внезапного скачка. Это результат устойчивого развития. Был небольшой первоначальный скачок, но после него темпы развития были примерно одинаковы», — объяснил Симойес.

Выводы Симойеса и его коллег противоречат распространенной теории эволюционной радиации. Согласно этой теории, биологическое разнообразие на Земле было обусловлено стремительными эволюционными скачками в результате каких-то природных событий, например вымираний. Рептилии пережили три массовых вымирания. Самым крупным из них было пермско-триасовое, случившееся 250 миллионов лет назад. По теории эволюционной радиации, это должно было бы повлечь скачок в развитии живых организмов. Однако авторы исследования показали, что темпы развития рептилий были примерно одинаковы как до вымирания, так и после. Это доказывает, что быстрые темпы анатомических изменений не обязательно должны совпадать с генетическим разнообразием или обилием видов, и опровергает эволюционную радиацию как единственное объяснение происхождения новых групп животных и строений тела. Исследователи также отмечают, что рептилиям потребовалось почти 10 миллионов лет, чтобы вернуться к прежнему уровню анатомического разнообразия.

Как еще одно доказательство против теории эволюционной радиации ученые приводят свои открытия эволюции змей. Эти рептилии в общих чертах получили свой характерный облик около 170 миллионов лет назад, хотя конечности у них после этого оставались еще 105 миллионов лет. Но изменения черепа, которые позволили им проглатывать целую добычу, заняли всего пять миллионов лет. Это самые быстрые темпы анатомических перемен в истории рептилий. Но эти изменения не совпадали с увеличениями видового разнообразия, как это предсказывает теория эволюционной радиация. Однако авторы исследования пока сами не могут объяснить это явление и собираются продолжать работу.