Опубликовано 16 июля 2020, 15:15

РНК-полимераза помогла создать строительные блоки рибосом

РНК-полимераза II

© litvinanna/Wikimedia Commons

Исследователи из Университета Торонто показали, что фермент под названием РНК-полимераза II способен управлять созданием строительных блоков рибосом — молекулярных машин, которые производят белки в клетках, основываясь на генетическом коде. Статья об открытии опубликована в журнале Nature.

РНК-полимераза — это фермент, который помогает синтезировать молекулы РНК на матрице ДНК, то есть осуществляет транскрипцию. Ферменты класса РНК-полимераз важны для функционирования клетки, их можно найти во всех организмах и во многих вирусах. РНК-полимераза II — одна из трех РНК-полимераз, которые вместе позволяют клеткам передавать генетическую информацию от ДНК к РНК, а затем к белкам.

Авторы нового исследования обнаружили, что внутри ядрышка РНК-полимераза II обеспечивает экспрессию генов рибосомальной РНК. Это ключевой шаг в создании рибосом — молекулярных комплексов, отвечающих за синтез белков. Исследователи показали, что РНК-полимераза II позволяет создавать R-петли — гибридные структуры ДНК-РНК, которые защищают РНК от чувствительных межгенных некодирующих РНК (sincRNA).

Эти комплексы создаются в межгенных, не кодирующих белки последовательностях ДНК с помощью РНК-полимеразы I. Они способны нарушать организацию ядрышка и экспрессию рибосомальной РНК. sincRNA начинают проявлять свою активность, например, при нарушениях в работе РНК-полимеразы II, при стрессе из окружающей среды и при саркоме Юинга. Авторы также обнаружили, что РНК-полимераза II замедляет «погружение» sincRNA в ядрышко.

Чтобы сделать это открытие, биологи придумали новую технологию для анализа функции R-петель в определенных частях хромосом. В отличие от предыдущих методов новая технология позволяет исследовать R-петли в конкретном локусе, а не по всему геному. Теперь исследователи планируют продолжить изучать sincRNA и дезорганизацию ядрышка в качестве биомаркеров различных видов рака. Также исследователи хотят найти ответ на вопрос о том, реагируют ли опухоли с этими признаками на препараты, нацеленные на полимеразы I или II.