Опубликовано 21 ноября 2017, 16:15

Биологи предлагают переосмыслить роль вирусов – убийц клеток

Бактериофаги

Бактериофаги

© Phelix/Flickr

Ученые нашли указания на то, что заражающие бактерий вирусы, бактериофаги, взаимодействуют с клетками тела человека. Ранее считалось, что бактериофаги не влияют непосредственно на эукариоты (клетки, обладающие ядром), однако в новом исследовании высказывается идея, что они участвуют в функционировании организмов и могут даже поддерживать здоровье человека. Статья с результатами опубликована в журнале mBio.

Бактериофаги (или просто фаги) были открыты примерно 100 лет назад. Они обитают повсеместно — от морских глубин до почвы. Десятилетиями их изучали в первую очередь из-за идеи превратить этих бактериальных паразитов в антибиотики. Новое исследование показывает, что в человеческое тело может попадать до 30 миллиардов фагов каждый день. Пока остается неясным, куда они в итоге попадают, но появляющиеся в последнее время данные указывают, что они могут влиять на нашу физиологию, например, играть роль в регулировке иммунитета.

Предыдущие работы Джереми Барра из Университета Монаша показали, что в слизистых покровах многих животных, от кораллов до людей, находится в четыре раза больше бактериофагов, чем в окружающей среде. Это выгодно как бактериофагам, так и животным: первым легче обнаружить бактерий-жертв, а вторые получают защиту от бактерий. В новой серии лабораторных экспериментов с тканями человека Барр показал, что эпителиальные клетки, которые выстилают кишечник, легкие и капилляры в мозге, захватывают бактериофагов из среды и переносят их внутрь ткани.

Более того, оказалось, что человеческие клетки постоянно ищут бактериофагов со стороны внешней среды, что позволило оценить количество захватываемых вирусов в день. Авторы считают, что бактериофаги в теле формируют фаго́м (по аналогии с геномом и микробиомом), который оказывает влияние на иммунитет. Однако Барр предупреждает о сложности взаимодействия фагов и эукариотических клеток, поэтому до медицинских применений подобных знаний, по-видимому, еще десятки лет.