Опубликовано 04 июля 2018, 17:50

Рыбы научились избегать людей с гарпунами

© Matko Biljak/Reuters

Рыбы в Средиземном море по-разному реагируют на безоружных людей и пловцов, которые вооружены стреляющим гарпунами подводным ружьем. Если к ним приближается подводный охотник, рыбы стараются держаться подальше от него — вне зоны действия оружия. Статья с результатами опубликована в ICES Journal of Marine Science.

Соседство с человеком меняет повадки диких животных. Известно, что многие млекопитающие переходят на преимущественно ночной образ жизни, у некоторых видов увеличивается время опеки детенышей и так далее. Однако обычно предполагается, что на такие сложные реакции способны только звери и птицы.

В новой работе морские биологи исследуют поведение пяти видов рыб в трех прибрежных областях Средиземного моря, причем и в тех зонах, где подводная охота разрешена, и там, где она запрещена. В ходе эксперимента ученые симулировали приближение человека в ластах без оружия, то есть не представляющего угрозы для рыбы, а также пловца, вооруженного подводным ружьем, которое стреляет гарпунами. Оказалось, что реакции рыб сильно зависит от размера этих снарядов, наличия у человека оружия и запрета на охоту в конкретном районе.

В качестве индикатора пугливости рыб биологи использовали расстояние до охотника, начиная с которого животные начинают уплывать. Вне зон с запрещенной охотой большие рыбы начинали уплывать, когда их и вооруженного человека разделяло большое расстояние. «Подводные охотники обычно предпочитают крупных рыб, поэтому мы ожидали, что они отреагируют на угрозу более выраженно, — говорит соавтор работы Лоренцо Моррони из Института исследований и защиты окружающей среды в Италии. — Менее ожидаемой была способность рыб отличить вооруженного человека от того, кто не представляет опасности. Это качество было особо заметно в тех областях, где подводная охота разрешена, — у тех видов рыб, на которых чаще всего охотятся».

Авторы делают вывод, что история рыболовства оставляет отпечаток в поведении рыб, усложняя человеку дальнейший отлов. Это важно не только с точки зрения экономики, но и для биологических исследований, ведь методика оценки численности популяции не учитывает изменений в поведении рыб, поэтому в результатах этой оценки будет накапливаться ошибка, занижающая реальную численность.