Опубликовано 14 июня 2017, 10:32

Саламандры-амазонки поровну пользуются генами самцов трех видов

© Robert Denton, Ohio State University

Биологи выяснили, в каком соотношении особи однополой саламандры используют гены от различных самцов. Результаты изложены в журнале Genome Biology and Evolution.

Группа биологов под руководством сотрудников Университета штата Айова изучила геномы земноводных из семейства амбистомовых (относящихся к саламандрообразным) — разделонополых Ambystoma laterale, Ambystoma texanum и Ambystoma tigrinum, а также однополой разновидности, которая существует уже шесть миллионов лет и скрещивается с самцами трех других видов. Оказалось, что геном гибридной разновидности по большей части сформирован равными долями генов трех видов. У 72% из 3000 проанализированных генов вероятность использования одинакова для всех трех видов.

Почти все животные прибегают к половому размножению. У однополой амбистомы тоже бывают сношения, но с несколько другой целью: при спаривании она получает мужские гены, однако оставляет не все. Такой способ размножения называется клептогенезом, то есть воровством генетического материала с целью размножения.

«Наша гипотеза состоит в том, что успешные индивиды смогли сбалансировать экспрессию генов, — говорит один из авторов Морин Нейман. — Этот баланс может быть необходимым условием появления и продолжительного успеха этой конкретной гибридной линии». Авторы использовали новаторский биоинформатический подход, чтобы разобраться с геномом триплоидной (то есть обладающей тремя копиями генетического материала) однополой амбистомы.

Авторы также задаются вопросом, как этим животным удалось достичь такого баланса. Их идея состоит в том, что в некоторый в момент в прошлом амбистомам удалось подобрать подходящее отношение используемых генов от различных самцов, и с тех пор оно не менялось. Маловероятной альтернативой является индивидуальное решение каждой особи о том, какие гены оставлять, а какие — отбрасывать.