Опубликовано 09 февраля 2018, 14:48

Умные самцы колибри чаще добиваются успеха у самок

Длинноклювый колибри-отшельник

© Chris Jimenez/Global Look Press

Биологи сравнили различные физические и когнитивные качества самцов колибри и определили, как эти качества связаны с отстаиванием территории. Самой важной чертой для них оказалась хорошая пространственная память. Авторы делают вывод о действии полового отбора на познавательные способности этих птиц. Статья с результатами опубликована в журнале Scientific Reports.

Многие виды животных во время брачного периода участвуют в коллективных соревнованиях за внимание противоположного пола — токовании. Обычно в это вовлечены самцы. Такой вид поведения в особенности хорошо представлен у птиц. Оно может принимать различные формы: самцы демонстрируют свое оперение, строят ложные гнезда, соревнуются друг с другом, дерутся, поют песни и так далее. Считается, что самки обычно обращают внимание на внешние свойства, такие как качество танца или демонстрируемая сила, однако в новой работе биологов показывается, что у солнечных колибри Phaethornis longirostris, которых также называют длинноклювыми колибри-отшельниками, самым важным оказывается пространственная память и, в меньшей степени, песнь.

Длинноклювый колибри-отшельник обитает в тропических лесах Коста-Рики. У них длинный и изогнутый клюв, приспособленный для того, чтобы питаться нектаром цветов геликоний. В период размножения, который длится восемь месяцев, самцы беспрестанно исполняют песни в специальных местах — токовищах. За самые лучшие «сцены» для исполнения доминантные самцы устраивают драки, в которых клюв используется в качестве оружия. Менее доминантные самцы неспособны защищать токовище и посещают его ненадолго. Петь целый день без питания птицы не могут, поэтому им приходится улетать на кормежку, зачастую на расстояние более километра. Однако это невыгодно, так как токовище может занять другой самец.

Ученые установили рядом с местами токования три кормушки: в двух была чистая вода, а в одной — с добавлением сахара. Среди самцов оказались особи как с очень хорошей памятью, всегда прилетающие к нужной кормушке, так и с очень плохой, угадывающие только случайно, то есть в трети случаев. Оказалось, что чем лучше память, тем больше вероятность успешного доминирования на токовище, а неспособные на защиту территории самцы также не могли запомнить правильную кормушку. Авторы отмечают, что память оказалась определяющим фактором вне зависимости от возраста и была важнее размера тела, величины и остроты клюва или силы, которую измеряли по возможности быстро взлетать с грузом. Также память позитивна сказывалась на качестве песни.

Биологи пишут, что необходимо детальное изучения влияния памяти на способность выполнять более сложные задания, такие как обычные поиск пищи в виде подходящих цветов в лесу.