Опубликовано 21 июня 2019, 13:23

Самцы пауков-волков рискуют всем во имя любви

Паук-волк Schizocosa ocreata

© Andrew Higley/UC Creative Services

Биологи из Университета Миннесоты показали обученным голубым сойкам видеозаписи с пауками-волками и выяснили, что флиртующий самец-паук рискует быть быстро обнаруженным хищником. Естественный отбор поддерживает самцов, заметных для самок, но неуловимых для птичьего глаза. Результаты исследования были опубликованы в журнале Behavioural Processes.

Самки пауков-волков (Schizocosa ocreata) оставляют след феромона, плетя паутину и потирая брюшком о землю. Запах привлекает представителей противоположного пола. Попав в зону видимости самки, самец начинает подпрыгивать и танцевать на опавшей листве. Чтобы очаровать самку, он машет пушистыми передними ногами по уникальной схеме. Ведь сочетание густого меха и энергичных танцев — показатели того, что мужчина в хорошей форме и здоров. Если самец заинтересовал самку, она поворачивается к нему и складывает передние лапки в приветствии.

Многие птицы, в том числе голубые сойки (Cyanocitta cristata), находят пауков вкусными. Химическое вещество таурин, обнаруженное в пауках, особенно важно для развития нервной системы птенцов. Пауки инстинктивно боятся хищных птиц. В своих предыдущих исследованиях команда исследователей определила, что пауки-волки замирают на месте, когда слышат крики голубых соек, кардиналов и других птиц, поедающих насекомых, однако игнорируют призывы птиц, питающихся семенами, и фоновые лесные шумы.

Триша Руби и ее команда обучили колонию голубых соек клевать кнопки, чтобы указывать, когда те видят пауков-волков на видеоэкранах. Ученые записали видео, наложив изображения ухаживающих, гуляющих и неподвижных самцов пауков на фоне подстилки.

У соек были проблемы с поиском неподвижных на видео пауков, что подтверждало адаптивную ценность такого поведения, однако они гораздо легче находили пауков, которые ходили на видео. И особенно быстро сойки находили самцов, вовлеченных в ритуальное брачное поведение.

«Ухаживая за самками как они это делают, пауки подвергают себя риску быть съеденными», — отметил один из соавторов публикации, биолог Джордж Уец из Университета Цинциннати. Посылая сигналы, самцы должны сбалансировать преимущества обнаружения предполагаемыми реципиентами с затратами на маскировку от хищников.