Опубликовано 22 ноября 2018, 11:02

Жизнь в пещере заставила самок насекомых отрастить пенисы с крючком

© Wikimedia Commons

Ученые выяснили, что напоминающие пенисы придатки у разных видов пещерных сеноедов появились независимо друг от друга. Авторы считают, что это произошло из-за нехватки еды под землей. Результаты опубликованы в журнале Biology Letters.

Четыре года назад группа биологов впервые нашла насекомых, у которых половые органы были как бы перепутаны: у производящих яйцеклетки самок был похожий на пенис придаток, а у вырабатывающих сперму самцов — напоминающее влагалище углубление. Подобную инверсию обнаружили у представителей двух родов: Neotrogla и Afrotrogla. Родство этих насекомых указывало на то, что это изменение могло быть унаследовано от общего предка, а наличие близкого рода Sensitibilla, у представителей которого были «стандартные» половые органы, наоборот, говорило в пользу того, что этот признак был приобретен независимо, в ходе эволюции.

В новой работе ученые внимательно исследовали гениталии представителей всех трех родов и пришли к заключению, что эти особенности возникли независимо, так как женские придатки, гиносомы, существенно различаются. Например, у гиносомы Neotrogla твердый кончик и особое образование в основании, которое может «надуваться», в то время как гиносомы Afrotrogla тверды по краям. У гиносом некоторых видов Neotrogla строение очень простое, а у близких видов оно весьма вычурное. По мнению авторов, это говорит о вторичном упрощении органа.

Затем биологи решили разобраться, почему такая конвергентная эволюция произошла у данных видов. Авторы считают, что это связано с пещерным образом жизни организмов и высокой конкуренцией за еду вследствие ее недостатка под землей. Такие условия привели к тому, что самцам стало выгоднее искать еду, а не спариваться, поэтому традиционную роль самцов у этих видов пришлось взять самкам. В результате у них развились пенисоподобные отростки с крючками, которыми они удерживают самцов в течение двух-трех дней, пока не соберут достаточное количество спермы.