Опубликовано 07 ноября 2017, 17:01

Французский деликатес не подчиняется генетическим закономерностям

© Pixabay, Omelchenko/Shutterstock, Indicator.Ru

Межвидовые гибриды зеленых лягушек, также называемые съедобными, способны размножаться без участия родительского вида. Это открытие об используемых во французской кухне животных демонстрирует удивительный эволюционный феномен и может указывать на стадию перехода к появлению нового вида. Результаты исследования российских биологов были опубликованы в журнале BMC Evolutionary Biology.

В большинстве случаев межвидовые гибриды животных погибают или не могут иметь потомства. В живой природе не размножается, к примеру, зеброид (гибрид зебры с пони, лошадью или ослом) или леопон (гибрид леопарда-самца с львицей-самкой). Стерильность гибридов связана с тем, что материнские и отцовские наборы хромосом слишком различны между собой и в ходе образования яйцеклеток и сперматозоидов не способны объединиться. Коллектив авторов из СПбГУ выяснил, что считающиеся деликатесом французской кухни гибриды озерной и прудовой лягушки не только активно участвуют в процессе размножения, но и не подчиняются общим генетическим закономерностям.

«Известен способ, когда гибриды многих животных, в том числе съедобные зеленые лягушки, для воспроизведения себе подобных скрещиваются с родительским видом. Процесс воспроизведения происходит с помощью удаления всех хромосом одного родительского вида и удвоения оставшихся хромосом второго родителя. Гибриды обычно возникают после скрещивания с тем родительским видом, хромосомы которого они удалили, чтобы и в следующем поколении появились гибридные лягушки», — рассказал первый автор статьи Дмитрий Дедух. Этот процесс размножения у съедобных лягушек был обнаружен при изучении процесса удаления и удвоения хромосом в женских половых клетках.

Однако на новой стадии исследования ученые выяснили, что гибриды зеленых лягушек способны успешно размножаться и другим способом — скрещиваться между собой без участия родительских видов, то есть они способны самостоятельно поддерживать популяции, состоящие исключительно из гибридных животных. «В результате серии лабораторных скрещиваний лягушек мы получили головастиков и первыми в научном сообществе провели их кариотипирование — определение хромосомного набора. Выяснилось, что обычные диплоидные гибриды, скрещиваясь друг с другом, способны воспроизводить других гибридов, имеющих три набора хромосом (триплоидных). Интересно, что триплоидные гибриды после скрещиваний производят диплоидных гибридов и, по сути, частично исполняют роль особей одного из родительских видов. Этот факт может свидетельствовать о переходной стадии на пути к возникновению нового вида лягушек», — пояснила руководитель проекта Алла Красикова.

Исследование ученых играет важную роль в изучении механизмов образования новых видов и процессов эволюции живых организмов. К тому же оно позволит лучше понять особенности видообразования земноводных, ведь популяции именно этого класса животных сегодня стремительно сокращаются по всему миру.