Опубликовано 31 октября 2016, 19:37

Серпентологи описали уникальный для змей токсин

Calliophis bivirgata

© Tom Charlton

Биологи из Квинслендского университета (Австралия) обнаружили, что змея вида Calliophis bivirgata обладает уникальным ядом, последствия которого отличаются от тех, которые вызывает яд других змей. С текстом работы можно ознакомиться в журнале Toxins.

Змея Calliophis bivirgata относится к семейству аспидов и распространена в Таиланде, Лаосе, Камбодже, Мьянме, а также на полуострове Малакка и на территории Зондских островов в Индонезии. Голова и хвост змеи — ярко-красного цвета, при этом вдоль всего темного туловища проходят светло-голубые полосы. Примечательно, что представители этого вида охотятся и на других ядовитых хищников, например молодых особей королевской кобры. Однако, как указывают в своей работе исследователи, яд этой змеи до сих пор мало изучен.

Ученые провели химический анализ яда и обнаружили в нем токсин, который назвали δ-elapitoxin-Cb1a. Именно этот токсин влияет на нервы, не позволяя им «отключать» натриевые каналы, которые отвечают за облегчение боли у людей. В результате нервы постоянно возбуждены.

Таким образом, из-за яда этой змеи одновременно возбуждаются все нервы, вследствие чего происходят спазмы во всем теле, что приводит к спастическому параличу. В результате змея «замораживает» жертву. Такой вид паралича является довольно редким для змеиного яда, поскольку обычно яд змей приводит к другому типа паралича, периферическому.

Авторы работы отмечают, что яд представляет большой интерес с точки зрения эволюции змей. Кроме того, по мнению биологов, токсин, обнаруженный в яде, представляет собой новый класс токсинов, которые в дальнейшем предстоит изучить.