Опубликовано 27 июня 2017, 17:10

Биологи развенчали миф о суперсиле шимпанзе

© pohjakroon/Pixabay

Изучение работы отдельных мышечных волокон шимпанзе позволило опровергнуть мнение о намного большей силе этих обезьян по сравнению с человеком. Отдельные волокна могут развивать лишь слегка большую силу, чем человеческие, но немалую роль играет соотношение различных типов мышечных белков. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Считается, что шимпанзе обладают намного большей мышечной силой, чем человек. Ранее различные ученые уже пробовали выяснить, как обстоят дела на самом деле, и обнаруживали лишь небольшую разницу. В новом исследовании биологи из Аризонского университета и их коллеги подтвердили эти выводы, изучая отдельные волокна мышц различных частей тела обезьян.

Также они изучили строение мышечных волокон шимпанзе. Основной белок, входящий в их состав, миозин, существует по большей части в двух видах: тяжелые цепи миозина I и II. Последняя разновидность быстрее сокращается и развивает большую силу, но устает быстрее, чем первая. Ученые выяснили, что в среднем в человеческих мышцах 70% волокон сокращается медленно и 30% — быстро, в то время как у шимпанзе, наоборот, 33% и 66% соответственно. Биологи воспользовались программой для расчета суммарной силы на основе этих данных и выяснили, что обезьянья мышца в целом может развивать силу примерно в 1,35 раза больше человеческой.

Авторы также изучили мышечные волокна других млекопитающих, таких как мыши, морские свинки, кошки, собаки, лошади, лемуры и макаки. Оказалось, что преобладание медленно срабатывающих волокон наблюдается только у человека и у малоподвижных приматов, таких как медленные лори. Биологи высказывают идею, что эволюция предков человека после отказа их от древесного образа жизни шла в сторону большей выносливости, а не возможности быстро развивать большую силу. Также преимуществом доставшихся людям волокон является их меньшее потребление энергии, что потенциально освобождает ресурсы для других адаптаций, например для большого мозга.