Ленивые убийцы, фекальные ножи и аллигатор в гелии: Шнобелевки вручили онлайн
Шнобелевская (или Игнобелевская) премия придумана как альтернативная научная награда, которую получают достижения, заставившие засмеяться, а затем задуматься. Церемония вручения — настоящий фестиваль чудачества: победители нередко поют и танцуют в смешных костюмах, зрители запускают бумажные самолетики, гости читают лекции 24/7 — за 24 секунды, а потом в семи словах, а после нарушения этого лимита восьмилетняя девочка начинает жаловаться, что ей скучно. Темой Шнобелевки-2020 стали жуки, которым посвятили традиционную мини-оперу «Мечтай, маленький тараканчик», где главный герой в противоположность персонажу Кафки проснулся жуком в теле человека, удивил весь мир и стал его повелителем.
В этом году Шнобелевская премия вручается в тридцатый раз, и из-за пандемии полностью перенесена в онлайн-формат. Но это не помешало соблюдению забавных традиций: так, вручали призы, вынося их за рамки экрана, а затем они появлялись уже в руках победителей. Награждают победителей чеком на десять триллионов зимбабвийских долларов и другими необычными призами нобелевские лауреаты. На этот раз среди них оказались получивший Нобелевку за графен после Шнобелевки за эксперименты с левитацией лягушек Андрей Гейм, лауреат по экономике за теорию дизайна механизмов Эрик Маскин, соавтор метода направленной эволюции ферментов Фрэнсис Арнольд, открывший сплайсинг и интроны Ричард Робертс, изучивший зеленый флуоресцентный белок Марти Чалфи и исследователь кварков Джером Фридман.
Отвращение к жеванию и песни аллигатора в гелии
Для новостей о Шнобелевке многие запасаются попкорном, но, если вы сделали это в буквальном смысле, постарайтесь не хрустеть слишком громко. Если вы кого-то разозлите звуками жевания, вы не имеете права смеяться над этой проблемой: благодаря лауреатам по медицине Ниенке Вулинк, Дамиану Денису и Арнауду ван Луну эту особенность признали настоящим медицинским диагнозом и назвали мизофонией. По разработанным нидерландцами критериям страдающие от этого расстройства раздражаются или испытывают отвращение из-за нормальных звуков, издаваемых людьми (жевания или даже дыхания), чувствуют потерю самоконтроля, понимают, что их злость необоснованна или преувеличена, стараются избегать подобных ситуаций или переносят ее, мучаясь от дискомфорта, и не имеют других причин или расстройств, которые бы объясняли такую реакцию. К счастью, не все потеряно: авторы нашли девяносто пациентов и выяснили, что когнитивно-поведенческая терапия расстройства очень хорошо помогает 48% испытуемых.
Что интересно, Шнобелевка по акустике досталась совсем не исследователям мизофонии, а Стефану Риберу, Такаши Нишимуре, Джудит Янич, Марку Робертсону и Уильяму Текумешу Фитчу. Они изучили скорость и распространение звука, издаваемого самкой китайского аллигатора в ответ на запись ее собственных песен. Вид был выбран не только по общительности, но и из-за небольшого размера, который позволил уместить подопытную в герметичную камеру, наполненную атмосферой из 12% кислорода и 88% гелия. Длина подопытной самки составила 125 сантиметров.
Сравнение того, как распространяется звук аллигатора в нормальном воздухе и гелий-кислородной среде, помогло изучить внутреннее строение акустического аппарата этих животных, а также выяснить, что характерная для их звуков формантная частота позволяет сообщать слушателям о размере «поющего». Так что если анекдот про движение сферического коня в вакууме набил оскомину, то как как вам шутки про пение аллигатора в гелий-кислородной атмосфере?
Навозное червякотрясение и пакости дипломатов
Если мысль об аллигаторах в газовой камере вызывает у вас мурашки, вы не одиноки: черви тоже могут вибрировать с высокой частотой, причем в процессе по их телу распространяются поверхностные стоячие волны Фарадея. Правда, их вибрировать заставил не страх, а Иван Максимов и Андрей Потоцкий (работающие в Австралии), которые получили Шнобелевскую премию по физике, подвергнув исследованиям живых беспозвоночных. Если физика котов позволила назвать их жидкостью в шутку, то тела навозных червей Eisenia fetida действительно наполнены жидкостью, и поэтому ученым удалось возбудить… нет, не подопытных под анестезией, а стоячие волны, характерные для воды при вибрации сосуда.
Но навоз годится не только для поиска червей: американо-британская группа лауреатов премии в области наук о материалах пошла дальше и изготовила из замороженных человеческих фекалий холодное оружие. Они последовали примеру запертого без инструментов старого инуита (героя книги «Тени на солнце», отказывавшегося переселяться и убившего ножом из экскрементов собаку в знак протеста). Известна почти зеркальная история датского исследователя Арктики Питера Фройхена, рассказывавшего, как ему пришлось выбираться из снежного плена при помощи ножа из собачьих фекалий.
Для получения ценного сырья участники эксперимента восемь дней сидели на характерной для северных жителей высокобелковой диете и замораживали вылепленные ножи в сухом льде при -50 °C. Также они добыли свиные шкуры, мускулы и связки, чтобы опробовать на них остроту и пригодность орудий. Увы, эксперименты с замороженными экскрементами ученых расстроили: они оказались непригодны даже для шкур, не то что для сухожилий и мышц. Удалось разрезать только сало, да и то на толстые куски, а ножи еще и таяли в процессе. Сырье от члена команды с другой диетой успехов тоже не принесло. Похоже, если уж превращать отходы жизнедеятельности в оружие, то стоит следовать примеру ныне живущих приматов и использовать фекалии для метания сырыми. Может, заодно и патогены удастся передать, сделав атаку биологической…
Современные индийские и пакистанские дипломаты, согласно многочисленным новостным публикациям, тоже умеют подгадить друг другу (хотя и не такими грязными методами, как старый инуит). В порыве мщения они под покровом ночи пробираются к жилищу противника и звонят в дверь, а потом убегают. Столь любопытный метод коммуникации был отмечен премией мира, которой наградили обе страны.
Нарциссические брови, энтомологи-арахнофобы и убийственная лень
Тем временем психиатры из Канады Миранда Джиакомин и Николас Рул почти ударились в физиогномику, пытаясь диагностировать нарциссическое расстройство по бровям, за что и были удостоены премии по психологии. Нарциссы умеют очаровывать и производить впечатление на свою «цель», но на поверку оказываются эгоистичными, жестокими и нестабильными личностями, не умеющими выстраивать отношения. Чтобы сохранить свое ментальное здоровье и вычислить нарцисса с первого взгляда, ученые предлагают обратить внимание на брови человека: их выдающиеся выразительность, фемининность и ухоженность должны вас насторожить. Узнать это удалось, показывая людям лица грандиозных нарциссов без бровей, а также меняя нарциссов и обычных людей бровями и переворачивая фото. Правда, не совсем понятно, рождаются ли нарциссы с особенными бровями, или же их такими делает стрижка, окраска, выщипывание, придание формы (внешность нарциссов очень волнует).
Так что если глаза — зеркало души, то брови могут стать зеркалом нарциссизма. И это особенно забавно, ведь герой легенды Нарцисс, в честь которого назвали диагноз, как раз известен любовью к своему отражению.
Третью из имеющих прямое отношение к психиатрии Шнобелевских премий этого года получил Ричард Веттер, изучивший влияние двух лишних ног на страхи энтомологов. Он провел опрос о чувствах к паукам среди исследователей насекомых и выяснил, что нелюбовь к восьминогим существам, которых обыватели нередко путают с насекомыми, часто уходит корнями в детство. Страх или отвращение к паукам у энтомологов почти так же распространены, как и среди остальных людей, несмотря на работу с такими «неприглядными» насекомыми. Обычно победить арахнофобию не помогают ни десятилетия энтомологической практики, ни теплые чувства к объектам исследования. Один из респондентов подошел к вопросу, вооружившись наукой, и создал индекс паучьей угрозы. Пауки-скакунчики кажутся скорее милыми, большинство волосатых или крупных пауков на улице вызывают беспокойство, быстро бегущие пауки, пауки в доме или свисающие на паутинке пугают (причем Cheiracanthium, Trachelas, Agelenopsis и Sparassidae «олицетворяют все, что не так с пауками»), а больше всего ужаса вселяют экземпляры, заползшие на человека.
Если бы лень была заболеванием, ее стоило бы диагностировать у пяти китайских киллеров из провинции Гуанси: Си Гуан-Ань стал подрядчиком и нанял Мо Тянь-Сяну, тот — Яна Кан-Шена, он, в свою очередь, — Яна Гуан-Шена, тот — Лину Сяню-Си. Они забрали деньги заказчика, делегировали убийство друг другу за небольшой процент, и в результате, к счастью для жертвы, никто его так и не выполнил. За столь выдающееся достижение в перекладывании обязанностей на чужие плечи они были удостоены Шнобелевской премии по менеджменту.
Политика в пандемию и экономика поцелуев
Коронавирус не только поменял формат проведения церемонии, но и стал причиной выдачи одной из премий. Президенты США, России, Беларуси, Туркменистана, Турции, Бразилии и Мексики, а также премьер-министры Индии и Великобритании награждены Шнобелевкой в области медицинского образования «за использование вирусной пандемии COVID-19, чтобы научить мир, что политики оказывают более непосредственный эффект на жизнь и смерть, чем исследователи и врачи». Тут даже и прокомментировать нечего — в такой реальности мы живем. Разве что поздравить Александра Лукашенко: для него это вторая премия после 2013 года, когда он запретил публичные аплодисменты, в результате чего белорусская полиция арестовала однорукого человека.
Большая международная группа ученых получила премию по экономике «за попытки численно выразить отношения между неравенством национального дохода в разных странах и среднего количества поцелуев в губы». Авторы изучили романтические традиции 13 стран с шести континентов и их соответствие уровню валового внутреннего продукта и уровню относительного благосостояния. Ученые проверили несколько гипотез: в нездоровом окружении, где велик шанс чем-то заразиться, в начале отношений люди целуются реже и придают этому больше значения; также в этих условиях желание чаще целоваться будет слабее, а удовлетворенность малым количеством поцелуев — выше; таким образом, в странах, где поцелуи несут сниженные риски для здоровья, условия жизни будут лучше, и люди будут чаще использовать это проявление чувств. Кроме того, теоретический подход предполагает, что моногамия или большие «вложения» в отношения приносят больше выгоды в суровых условиях жизни.
Несколько предположений были опровергнуты. Например, важность поцелуев в отношениях увеличивались вместе с возрастом и представлением о своей привлекательности, а не с высокими доходами, хорошим здравоохранением и отсутствием инфекций. На удовлетворенность количеством поцелуев в губы влияли эти же факторы и статус отношений, а не экономика. А вот в странах с высокой конкуренцией за ресурсы, как удалось выяснить, люди целуются интенсивнее, что помогает создавать долгосрочные пары, которые способствуют выживанию при неблагоприятных экономических условиях. Также удалось выяснить, что неравенство доходов в пять раз легче предсказать по поцелуям, чем по объятиям, ласкам или половым контактам. Так что поцелуи — не причина, а следствие экономических условий, и способа разбогатеть (по крайней мере, легально), изменив их длительность или частоту, ученые пока не придумали. Если вдруг что-то выясните, публикуйтесь и — по традиции — удачи в следующем году!
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.