Опубликовано 02 мая 2017, 18:49

Биологи узнали, зачем саламандры выращивают водоросли в себе

© Roger Hangarter

Американские биологи на генетическом уровне исследовали необычный пример сосуществования организмов — саламандры и водоросли. Результаты своих наблюдений они опубликовали в журнале eLife.

Ранее ученые установили, что зеленая водоросль Oophila amblystomatis поселяется в клетках икринок и эмбриона желтопятнистой амбистомы Ambystoma maculatum. При этом водоросль снабжает развивающиеся организмы кислородом и потребляет углекислый газ. Однако оставалось неизвестным, каким образом водорослям удается обходить защитные системы организма саламандр.

Авторы исследования сравнили результаты секвенирования РНК зародышей саламандр с поселившимися в клетках водорослями и без них, а также водорослей внутри клеток эмбриона и клеток яйца. Они выяснили, что если зародыши саламандр получают пользу от сосуществования с водорослями, то последним приходится изменять свой способ питания, приспосабливаясь к необычным условиям. Изменения транскриптома водорослей показали, что они модифицируют и свой метаболизм, в том числе чувствительность к инсулину, а образующийся в клетках глутамин могут использовать как основной источник питания.

Также ученые установили, что у саламандр, живущих с водорослями в клетках, активированы гены, ответственные за подавление иммунной системы. Это может объяснять то, каким образом водоросли избегают иммунной реакции организма.