Опубликовано 12 августа 2020, 21:06

Скорость эволюции гортани приматов оказалась выше, чем у других млекопитающих

© Ben Birchall/PA

Международная команда исследователей обнаружила, что гортань приматов значительно больше по сравнению с размерами тела, имеет большую вариабельность и эволюционирует быстрее, чем у других млекопитающих. О своих открытиях авторы рассказали в журнале PLOS Biology.

Гортань выполняет три основные функции: защищает дыхательные пути во время еды, регулирует подачу воздуха в легкие и позволяет издавать звуки. Из-за своей важной роли в вокализации долгое время считалось, что гортань является ключевым элементом эволюции, особенно у видов с высокоразвитыми системами голосовой коммуникации.

Исследователи из Великобритании, США и Австрии провели КТ-сканирование образцов 55 различных видов приматов и создали трехмерные компьютерные модели их гортани. Ученые проанализировали эти данные вместе с подробными измерениями длины, массы, а также других параметров тела. Размеры приматов варьировались от карликовой игрунки (Cebuella pygmaea) весом всего 110 г до западной равнинной гориллы (Gorilla gorilla) весом около 120 кг. Для сравнения авторы просканировали гортани отряда хищных — от обыкновенного карликового мангуста весом 280 г (Helogale parvula) до тигра весом 180 кг (Panthera tigris).

Исследование показало, что для своей длины тела гортани приматов в среднем на 38% больше, чем у плотоядных. Также ученые показали, что скорость эволюции этого участка дыхательной системы у приматов выше. Кроме того, авторы выяснили, что размер гортани сильно варьируется относительно размера тела у приматов. Это указывает на то, что приматы обладают большей гибкостью в плане эволюции. У плотоядных наблюдается более постоянное соотношение размеров гортани и тела.

Биологи также продемонстрировали, что размер гортани хорошо предсказывает частоты звука, на которых коммуницируют особи конкретного вида. Новое моделирование позволит лучше понять, чем приматы отличаются от других млекопитающих и выяснить особенности их эволюции.