Опубликовано 24 апреля 2019, 10:46

Найдены слизевики, которые сохраняют память во сне

Physarum polycephalum

© Bernard Spragg/Wikimedia Commons

Ученые Центра интегративной биологии в Тулузе показали, что слизевики Physarum polycephalum могут привыкать к повышенным концентрациям соли и сохранять информацию до одного месяца. Даже во сне. Результаты эксперимента были опубликованы в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B.

Эволюционные родственники грибов — миксомицеты — представляют собой свободноживущих амеб. В один прекрасный день организмы испускают химические сигналы и направляются на лобное место, где формируют плазмодий — многоядерную слизистую массу без клеточных перегородок. Плазмодий мигрирует, поедает все на своем пути и наконец формирует спороношение. На следующий год из спор выйдут крохотные амебы. Однако если на своем пути плазмодий голодает, то он вынужден перейти в спящую фазу — склероций — и дождаться благоприятных условий среды.

Исследователи заставляли слизевиков ползти по среде, богатой солями натрия, в течение шести дней. В норме Physarum polycephalum избегают соли, но длительный контакт вызывает привыкание. Концентрация солей в существах, пересекших опытную среду, достигала значения в десять раз выше нормы. Так слизевики защищали себя от выхода воды из организма во время пребывания в «соленой пустыне». В нейтральной среде опытные слизевики начинали выделять абсорбированную соль, теряя «память». Однако при введении солевого раствора спустя два часа они опять вели себя как по прошествии шестидневного обучения.

Потом исследователи перевели соленых слизевиков в спящую форму — склероций. Спустя месяц сна пробужденные организмы все еще хранили «воспоминания», демонстрируя повышенную концентрацию соли в организме.