Опубликовано 19 мая 2018, 11:01

Слюна комаров влияет на иммунитет в течение нескольких дней после укуса

© JJ Harrison/Wikimedia Commons

Ежегодно 750 000 человек умирает из-за болезней, переносчиками которых становятся комары и москиты. Однако и безо всяких патогенов слюна кровососущего насекомого влияет на иммунные клетки и уровни специфических белков в организме укушенного животного до семи дней. Статья об этом опубликована в журнале PloS Negleced Tropical Diseases.

Предыдущие исследования показали, что мыши, которым микроорганизмы ввели обычной иглой, страдают от болезни меньше, чем те, которым не повезло заразиться через укус комара. Это неудивительно, учитывая, что в состав слюны комара входит около сотни белков, и функции далеко не каждого из них известны.

Биологи изучили влияние комариного укуса на иммунную систему млекопитающих. Их объектами на этот раз стали гуманизированные мыши линии Hu-NSG с привитыми человеческими клетками костного мозга. На такой модели можно приблизительно понять, как повела бы себя иммунная система человека в таком случае. Предыдущие исследования использовали линии мышей, генетические предрасположенные к одному из типов иммунного ответа (C57BL6 и BALB/c), либо не настоящих комаров, а иглу с комариной слюной.

Во время эксперимента мышей в подушечки пальцев кусали четыре комара Aedes aegypti – известно, что именно такое количество нужно, чтобы заразить мышь лихорадкой денге. Затем ученые фиксировали малейшие изменения в уровнях и функциях иммунных клеток «пострадавших» через 6 часов, 24 часа и семь дней. Оказалось, что даже не переносящие никакой инфекции комары провоцируют иммунный ответ, повышая уровень связанных с воспалением белков цитокинов. Также у животных увеличилось количество разных типов иммунных клеток – натуральных киллеров, Т-хелперов, макрофагов и моноцитов. Изменения были видны в разных тканях – в коже, костном мозге и крови.

Изучение влияния слюны комаров на людей поможет бороться с заболеваниями, которые передают кровососущие насекомые. Однако переживать, если вас укусило четыре не переносящих заразу комара, пока рано: мышь значительно меньше человека, и было бы логично, если для нее нужна гораздо меньшая дозировка комариной слюны.