Опубликовано 31 марта 2017, 17:17

Собачковые рыбы вначале обзавелись клыками, а потом начинили их ядом

© Anthony O'Toole

Крохотные рыбы из семейства собачковых не только вооружены необычными для морских животных клыками, но и используют специфический безболезненный яд. Его действие не вызывает мучительных последствий для жертвы, как укусы большинства ядовитых рыб, а приводит к временному падению кровяного давления на 40%, что замедляет возможного хищника (например, групера) и позволяет жертве скрыться. Статья с результатами ихтиологов опубликована в журнале Current Biology.

Авторы изучили яд при помощи протеомного анализа и выделили три токсичных компонента: нейропептид, который также встречается в яде моллюсков-конусов, липазу, похожую на используемую скорпионами, и опиоидный пептид. К удивлению исследователей, при введении яда в лабораторных мышей, у тех не было заметно никаких признаков боли. «Токсин рыб с ядовитыми спинными шипами вызывает мгновенную и сильную боль, — говорит соавтор работы Байан Фрай из Квинслендского университета. — Несмотря на отсутствие боли, опиоиды из яда собачковых при поражении млекопитающих может приводить к неприятным ощущениям тошноты и головокружения».

Еще одним неожиданным результатом исследования оказалось то, что клыки у этих рыб появились до яда. «Это достаточно необычно, так как чаще всего (например, у змей) мы видим, что появление способа секреции яда предшествует возникновению механизмов его доставки, — говорит соавтор Николас Касвелл из Ливерпульской школы тропической медицины. — Эти непритязательные маленькие рыбы обладают весьма продвинутой системой выработки яда, что оказывает существенное влияние на других рыб и животных в их сообществах».

Данные об эволюции собачковых рыб были получены на основе построенного по 11 видам генеалогического дерева. После того как они развили характерные большие клыки, те превратились в средство доставки яда у одной из групп собачковых рыб. Этот организм, возможно, является единственным животным, кто приобрел ядовитый укус для защиты, а не для поимки добычи.