Опубликовано 17 июля 2019, 16:06

Совместный просмотр кино сблизил шимпанзе

© MyrtleBeachSafari/YouTube

Исследование ученых из Университета Дьюка показало, что совместный просмотр видеоряда делает шимпанзе социально ближе. Результаты предполагают, что обезьяны способны испытывать то же, что и пара людей после киносеанса. Работа была опубликована на страницах Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.

Считается, что способность людей завязывать и поддерживать социальные отношения уникальна в животном мире. Одна из фундаментальных потребностей человека — делиться опытом. Совместный опыт даже не требует прямого физического контакта, чтобы приводить к социальной близости участвующих лиц. Чтение книг вместе, музицирование, обмен сплетнями, мнениями и личной информацией, танец и командные виды спорта укрепляют отношения Homo sapiens. Недавнее исследование установило, что даже минимальное взаимодействие, когда незнакомцы занимались одним и тем же делом, не общаясь, приводило к более доверительным отношениям.

В животном мире многие виды действовуют согласованно. Дельфины могут синхронно перемещаться. Птицы могут петь и танцевать во время брачного периода. Человекообразные обезьяны могут вместе путешествовать и иногда даже сообща охотиться на других обезьян. Однако может ли совместная концентрация на внешнем стимуле приводить к более тесным связям среди этих животных, остается неясным.

Американские нейрофизиологи поставили целью установить, могут ли шимпанзе (Pan troglodytes) хотя бы частично переживать близость от общего занятия. Для этого ученые провели эксперимент, где пары участников сажали по одному в смежные комнаты с закрытой дверью. Проектор воспроизводил несколько минутных видеороликов с маленькими шимпанзе, качающимися на ветвях деревьев. В первом испытании экран для обеих обезьян был общий, во втором — два экрана были разделены пластиковым барьером. Камера отслеживала движения глаз испытуемых. В эксперименте приняли участие 36 пар шимпанзе из заповедника Нгамба в Уганде.

По окончании фильма дверь между комнатами открывали, позволяя участникам взаимодействовать друг с другом. Обезьяны, смотревшие видео с одного экрана, проводили в одной комнате друг с другом на семь секунд дольше контрольной группы. Совместный просмотр часто приводил к грумингу — вычесыванию шерсти партнера.

Отдельный эксперимент на парах обезьяна-человек обнаружил, что после совместного просмотра обезьяны были более мотивированы приближаться к человеку. Они делали это на 12 секунд быстрее контрольной группы.

В отличие от человека, обезьяны не пытаются целенаправленно добиться общения с сородичами путем приобретения общего опыта. Однако по мнению исследователей их эксперимент предполагает, что обезьяны обладают психологией, необходимой для этого.