Опубликовано 09 июля 2019, 21:31

Стресс дрозофил передается по наследству

© Public Domain

Ученые из Дартмутского медицинского колледжа Гейзеля определили механизм наследования адаптивного поведения родителей потомством мушек-дрозофил. После столкновения родителей с осами-наездниками пять поколений их потомков следовали тому же сценарию откладки яиц. Результаты исследования были опубликованы в журнале eLIFE.

Опыт борьбы за выживание может приносить пользу будущим поколениям. Ранее считалось, что нейронно-закодированное поведение — память — не передается по наследству. Результаты последних исследований опровергают это утверждение, демонстрируя, что знания родителей не только передаются в процессе обучения, но могут наследоваться генетически.

Осы-наездники (Parasitica) откладывают яйца в личинки плодовых мушек (Drosophila melanogaster). При контакте с наездниками самки мушек откладывают яйца на пищу, содержащую спирт этанол: cпирт защищает их личинки от поражения осами.

В эксперименте участвовали две группы плодовых мушек: первых выдерживали с самками ос-наездниц в течение четырех дней, вторые представляли собой контрольную группу. Ученые собирали кладки яиц мушек, анализировали выросших из них особей и скрещивали последних для дальнейших наблюдений.

Мушки, подвергшиеся контакту с осами, откладывали около 94% своих яиц на пищу, содержащую этанол. Такое же поведение сохранялось и у их потомства, даже если они никогда не имели прямого контакта с осами. У первого поколения 73% кладок было отложено на этанол-содержащий субстрат. Такое поведение сохранялось в течение пяти поколений, постепенно спадая.

Ученые показали, что критический фактор, определяющий этанол-ориентированное поведение, — подавленный синтез нейропептида-F (NPF), который активирует белки-каспазы зародышевой линии. Наследование признака происходит по материнской линии эпигенетический путем. Это означает, что потомству от матери передается специфическая укладка ДНК гена NPF, блокирующая его синтез.

Учитывая функции NPF у мушек и его гомолога NPY у млекопитающих, это открытие может помочь в работе с NPY-связанными эффектами у людей при наркотических и алкогольных расстройствах.

Теги #Ген