Опубликовано 01 мая 2019, 17:40

Тигровые гекконы могут исчезнуть из-за незаконной торговли и туризма

Близкий родственник вьетнамских тигровых гекконов – эндемик японских островов Нансэй Goniurosaurus orientalis, тоже находящийся под угрозой

© Lisen67/Wikimedia Commons

Вьетнамо-немецкая международная группа исследователей составила обзор фактических данных о внутренней и международной торговле тигровыми гекконами, чтобы привлечь внимание Конвенции о международной торговле CITES. Монография была опубликована в журнале Nature Conservations.

Крохотный ареал обитания и низкая плотность популяций восточно-азиатских эублефаров (Goniurosaurus) поставили их под угрозу вымирания. К роду тигровых гекконов Goniurosaurus относится 19 видов, многие из которых проживают в строго определенных местах: в горных хребтах или на архипелагах Китая, Японии и Вьетнама. Бурая с полосами и пятнами окраска, длинные тонкие конечности, выразительные глаза делают этих рептилий привлекательными для торговцев, которые ловят ящериц в природе и сбывают за высокие цены (800 000 рублей за представителя Goniurosaurus luii, например). Тигровые гекконы зарегистрированы на международном рынке экзотических домашних животных с 1990-х годов.

Островной геккон Goniurosaurus catbaensis был первоначально обнаружен на острове Катба на северо-востоке Вьетнама. Предварительная оценка популяции G. catbaensis показала, что его эффективная численность составляет менее 24 особей. Активная деятельность ловцов и разрушение среды для туристических целей ставят вид на грань вымирания. Недавнее исследование, однако, подтвердило распространение G. Catbaensis на других островах архипелага Катба.

Чтобы исследовать рынок сбыта рептилий, команда ученых выследила несколько местных торговцев, у которых были обнаружены все пять вьетнамских представителей тигровых гекконов. Животных либо направляют в местные магазины, либо отправляют за рубеж. Из-за условий содержания не все особи, однако, добираются до места назначения. Результаты онлайн-поиска дали понять, что основные зарубежные рынки сбыта находятся в США, Евросоюзе и Японии. В соответствие с данными базы LEMIS 16 714 экземпляров Goniurosaurus spp. были импортированы в США с 1999 по 2018. Среди наиболее импортируемых видов были G. lichtenfelderi (43,6%), G. hainanensis (6%) и G. luii (3,6%). Ученые также сообщают о 835 экземплярах в продаже на 142 разных интернет-магазинах.

По данным на апрель 2018, на настоящий момент в природе проживает лишь 180 представителей Goniurosaurus catbaensis.