Опубликовано 22 декабря 2018, 16:19

Постаревшие губки, послания из космоса, гибриды Homo и #MeToo

Десять научных прорывов года по версии журнала Science

© Howard Hughes Medical Institute/Ricardo Moraes/Reuters/Pexels

Может ли движение #MeToo благотворно повлиять на науку, зачем строить фотоумножители под двухкилометровым антарктическим льдом, из-за чего началось верхнедриасское глобальное похолодание, как клетки определяют свою судьбу, а молекулы внутри них встречают свою, рассказывает Indicator.Ru.

Один за всех и все за одного

Три мушкетера могли постоять друг за друга, а три новые технологии позволяют поэтапно отследить, как из одной клетки получается целый организм и как трудится каждая клетка, включая и выключая гены и синтезируя белки, чтобы такая масштабная затея удалась. Специалисты уверены, что этот подход «трансформирует десятилетие будущих исследований». Одна из упомянутых технологий позволяет извлечь тысячи нетронутых клеток из живого организма, вторая — эффективно прочитать их генетический материал, а третья — пометить клетку или отследить ее судьбу на компьютере.

Извлекая отдельные живые клетки из организма, можно секвенировать (прочитать генетический код) синтезированные в ней молекулы РНК. Поскольку информационная РНК работает как матрица для создания белковых молекул, закодированных в генах, секвенирование РНК дает понять, какие гены активны в клетке в конкретный момент времени. А производимые с этих генов белки определяют, чем эта клетка занимается.

Только недавно ученым удалось показать, что такой эксперимент возможен в больших масштабах: почти одновременно вышли исследования активности генов 8000 клеток эмбриона дрозофилы (Drosophila melanogaster) и 50 000 клеток нематоды (Caenorhabditis elegans). Исследователи выяснили, какие транскрипционные факторы (так называют белки-переключатели активности генов) отвечают за то, какую судьбу выберет клетка и к какому типу будет относится она и ее потомки. Позднее подобные работы провели и на эмбрионах позвоночных: лягушке и рыбке Danio rerio.

© Jeffrey Farrell, Schier Lab/Harvard University

Оставалась последняя проблема: как проследить за клеткой дальше, если из организма ее уже извлекли? Эти данные можно сопоставить, если отдельные клетки в другом эмбрионе пометить геном, кодирующим флуоресцентный белок («заразив» ее безобидным вирусом или при помощи CRISPR). На эмбрионе человека провести подобный эксперимент пока нельзя, но узнать роль клеток в развитии болезней, старении и регенерации можно. Этим займется консорциум LifeTime — коллаборация из 53 научных учреждений и 60 компаний Европы.

В далекой-далекой галактике…

...часто происходит что-то интересное, не менее часто на таком расстоянии самого главного глазами не увидишь — и оптическим телескопом тоже. На помощь приходит так называемая многоканальная, или многоволновая, астрофизика (русский перевод multimessenger astrophysics еще не устоялся). Электромагнитное излучение, гравитационные волны и различные элементарные частицы из космоса — все это астрофизики научились улавливать телескопами, чтобы получить данные о ранее недоступных нашему измерению процессах Вселенной. В этом году ученые впервые смогли доказать, что детектор нейтрино зарегистрировал нейтрино из другой галактики.

Поток нейтрино, пойманный крупнейшим в мире нейтринным телескопом IceCube, был выпущен блазаром — активным галактическим ядром. Блазар становится очень ярким источником излучения, так как в центре него находится сверхмассивная черная дыра, которая разогревает вращающийся вокруг нее газ, заставляя его светиться и выбрасывать джеты — вспышки раскаленной плазмы. Ранее IceCube уже улавливал нейтрино, иногда даже не из Млечного Пути, однако раньше не удавалось установить их источник. На этот раз Fermi, космический гамма-телескоп NASA, находящийся на орбите Земли, смог засечь блазар по направлению, с которого прилетели нейтрино.

© Jamie Yang and Savannah Guthrie/Icecube/NSF

Первое межгалактическое послание — повод для радости сотрудников обсерватории. Теперь они надеются, что смогут увеличить объем льда для своей установки в десять раз. Интересно, что, хотя IceCube находится на Южном полюсе, он регистрирует события со стороны Северного полушария: только нейтрино могут пройти Землю насквозь, чтобы их воздействие на электроны и нуклоны льда можно было зарегистрировать при помощи фотоумножителей, расположенных подо льдом на глубине от 1450 до 2450 метров.

Песнь льда и пламени о Гайавате

Герой саги Лонгфелло, написанной на размер и по схеме карельской «Калевалы», а сюжетом опирающейся на индейские предания, дал название кратеру под гренландским ледником. 31-километровый кратер Гайавата стал следом столкновения с метеоритом, входящего в число 25 самых крупных из известных на Земле.

© NASA Scientific Visualization Studio

В отличие от кратера Чиксулуба, датировка Гайаваты сбивает ученых с толку: за последние 100 000 лет в ледниках Гренландии не сохранилось осколков и обломков-свидетельств падения такого крупного объекта. Однако полученные радаром изображения показывают, что кратер никак не старше этого возраста. Более того, некоторые признаки нарушения структуры льда в глубине кратера указывают на совсем «юный» возраст — 13 000 лет. Если кропотливая и долгая работа с минеральными кристаллами со дна этого кратера даст такой же ответ, то Гайавата может оказаться причиной глобального похолодания в позднем дриасе, которое 12 680 лет назад пришло на смену аллередскому потеплению. Тогда метеоритная теория дриасского похолодания из противоречивой и недоказанной станет общепринятой.

Карусель для молекул и электронный пучок

Вместе эти две составляющие дают способ быстро и точно «разметить» положение атомов в ранее неизвестной молекуле.

3D-структуры и расположение атомов в молекуле можно узнать с помощью рентгеновской кристаллографии (так произошла, например, расшифровка структуры ДНК). Для такого анализа понадобится кристалл, где все молекулы выстроены в одном определенном порядке. Для некоторых субстанций вырастить упорядоченный кристалл размером хотя бы с песчинку может быть невероятно сложно. Другой выход — получить 2D-кристалл, то есть лист из одного слоя молекул, и облучить его потоком электронов. Но что делать с кристаллом толщиной больше одной молекулы, но слишком маленьким для рентгеновской кристаллографии?

В этом году выход был найден: ученые из США, Германии и Швейцарии предложили облучать электронами кристалл на вращающейся подставке, а потом сопоставлять изображение, получившееся с разных углов зрения. Такая техника помогает определить взаимное расположение за считанные минуты, не тратя на эту работу дни или даже месяцы, как раньше.