Опубликовано 25 сентября 2017, 10:03

У аквариумных рыбок нашли неожиданно много разных характеров

Гуппи (маленькая рыбка) и цихлида (большая рыба)

© Duncan Sandes/University of Exeter

Ученые из Эксетерского университета доказали, что рыбы способны к сложному поведению и могут иметь разный характер. Биологи ставили эксперименты над тринидадскими гуппи Poecilia reticulata, чтобы понять, насколько эти рыбки любят рисковать. Выяснилось, что даже животных с таким сравнительно примитивным для позвоночных мозгом нельзя просто так расположить на шкале от «склонные к риску» до «избегающие риска». Об этом рассказывает пресс-релиз исследования, опубликованного в журнале Functional Ecology.

Поведение рыбок, в том числе и тринидадских гуппи, обычно объясняют простыми схемами. Но идея незамысловатого спектра различий была отвергнута, когда ученые увидели, как гуппи реагируют на опасности в незнакомой обстановке. «Мы обнаружили, что гуппи, помещенные в незнакомое окружение, имеют несколько стратегий, чтобы справиться со стрессовой ситуацией, — рассказал Том Хуслэй из Центра Экологии и охраны природы Эксетерского университета. — Многие пытаются спрятаться, другие — сбежать, некоторые осторожно осматриваются и так далее».

Рыбок помещали в незнакомый аквариум, чтобы спровоцировать у них легкий стресс, а чтобы серьезно напугать гуппи, к ним подсаживали искусственных рыб-хищников (цихлид) или подносили макет птицы. Оказалось, что когда их пугали сильнее, все рыбки становились в среднем более осторожными, но их индивидуальные различия все-таки сохранялись.

Ученым заинтересовал этот эффект и то, почему среди гуппи встречаются носители такого множества разных характеров. Следующим этапом станет исследование того, как эти черты определяются генетически и как на них влияет среда и опыт. Это поможет разобраться в том, как разные стратегии поведения поощряются или, наоборот, искореняются естественным отбором.