Опубликовано 19 ноября 2016, 15:04

Микробиологи: бактерии объединяются против вирусов

Бактерии E.coli

© Wikimedia Commons

Микробиологи из Новой Зеландии выяснили, что бактерии объединяются в группы, чтобы регулировать работу своего «иммунитета». Подробнее с работой можно ознакомиться в журнале Molecular Cell.

Бактерии так же, как и люди, восприимчивы к вирусам и вынуждены защищаться от них. CRISPR — это своего рода иммунная система бактерий, состоящая из геномных кассет, на которые бактерия «записывает» информацию о вирусе (встраивает часть генома вируса в кассету), с которым ей случилось контактировать. Таким образом, если этот вирус снова атакует бактерию, она даст ему мощный отпор.

Микробы способны «общаться» между собой за счет химических сигналов. Способность бактерий координировать свои действия называется чувством кворума. Ученые из Университета Отаго выяснили, что этот механизм помогает бактериям объединять свои усилия для борьбы с вирусами.

Ученым не было понятно, как бактерии регулируют активность своих CRISPR-систем, ведь слишком высокая активность этой иммунной системы бактерий может привести к аутоиммунитету, а слишком низкая позволит вирусам уничтожать огромное число бактерий. Новозеландские микробиологи установили, что «общение» бактерий между собой позволяет контролировать работу CRISPR. Для этого бактерии объединяются в группы: чем ближе бактерии друг к другу, тем легче им обмениваться сигналами.