Опубликовано 08 сентября 2016, 12:00

Ученые из России выяснили, как стресс влияет на болезни мозга

Больше всего от хронического стресса страдает отдел мозга, отвечающий за память
Ученые из России выяснили, как стресс влияет на болезни мозга

© Fotolia/ Sergey Nivens

Ученые из России выяснили, что стресс и нервное напряжение усиливают воспалительные процессы в центре памяти мозга, что ускоряет гибель нервных клеток и ведет к потере памяти, говорится в статье, опубликованной в журнале Metabolic Brain Disease.

"Мы исследуем механизмы нейродегенерации в гиппокампе. Если мы будем знать, как именно гибнут нейроны, мы сможем разработать способы их защиты. Наша цель — понять, почему гиппокамп среди десятков других отделов мозга является самым чувствительным к разным формам стресса", — объясняет Наталия Гуляева из Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН в Москве, чьи слова приводит пресс-служба Российского научного фонда.

Гиппокамп, центр памяти в нашем мозге, состоит из нескольких сложенных друг на друга слоев пирамидальных нейронов. Нервные клетки в этих областях собирают и обрабатывают информацию, поступающую из других отделов мозга, к которым они "приписаны". Считается, что гиппокамп участвует во всех процессах, связанных с консолидацией и сохранением долговременных воспоминаний, однако полный набор его функций пока не известен.

Другой особеннностью этого отдела мозга, которая особенно интересовала Гуляеву и ее коллег, является то, что его нервные клетки гибнут гораздо чаще и сильнее подвержены нейродегенерации, чем нейроны в других частях нервной системы, в том числе кора больших полушарий, совместно с гиппокампом участвующая в хранении информации. Российские ученые предположили, что подверженность его клеток гибели и дегенерации может быть связана с тем, что нейроны гиппокампа особенно сильно подвержены действию различных воспалительных процессов в мозге, которые развиваются под действием стресса.

Гуляева и ее коллеги проверили эту гипотезу, проследив за тем, что происходило в мозге крыс, которые жили в условиях непредсказуемого и постоянного стресса. Это проявлялось в том, что животные периодически получали удары тока, жили в условиях большой зашумленности, или периодически попадали в крайне узкие и тесные клетки и помещения.

Анализируя содержимое их гиппокампа, ученые обнаружили, что во время подобных периодов стресса в нем накапливаются кортикостероиды, гормоны стресса, вызывающие воспалительные процессы в гиппокампе до того, как они начинаются в других частях мозга. Это, как считают исследователи, происходит по той причине, что нейроны центра памяти крайне чувствительны к молекулам этих гормонов. Как показали дальнейшие эксперименты, исчезновение источников стресса не прекращает воспалительные процессы – концентрация молекул в гиппокампе, свидетельствующих об их наличии, продолжала оставаться крайне высокой даже через месяц после завершения опытов. Последствия этого, как отмечают ученые, могут быть достаточно печальными.

"Прекращение хронического стресса само по себе не спасет гиппокамп от уже начавшегося повреждения. Переживание хронического стресса проявляется сначала в виде невроза, а потом могут патологические состояния могут перерасти в гипертонию, инфаркт и инсульт. Поскольку в результате действия хронического стресса в первую очередь страдает гиппокамп, могут развиваться деменция и эмоциональные нарушения", — заключает Гуляева.