Опубликовано 14 декабря 2016, 15:10

Ученые МГУ изучили механизмы формирования ядерных телец в клетке

© J Cell Sci

Международный коллектив ученых из МГУ имени М.В. Ломоносова, Российско-французской совместной научной лаборатории, Масарикова университета (Чехия) и Университета Париж-юг (Франция) описал механизм разборки ядерных телец на примере исследования интерфазных проядрышек. Было обнаружено, что структура интерфазных проядрышек зависит от наличия молекул-предшественников рибосомной РНК. Статья опубликована в журнале Journal of Cell Science.

«В работе изучались механизмы биогенеза ядерных телец. В качестве модели выбраны интерфазные проядрышки. При перенесении в разбавленную культуральную среду (гипотонические условия) клетка набухает от избытка поступающей внутрь воды, ядрышки в ней разбираются, белки и РНК распределяются по всему ядру. Если затем вернуть клетку в нормальные (изотонические) условия, в ядре формируются многочисленные тельца — интерфазные проядрышки. С течением времени они синхронно разбираются, что делает их удобной моделью для изучения механизмов биогенеза ядерных телец», — рассказывает главный автор статьи, старший научный сотрудник отдела электронной микроскопии Научно-исследовательского института физико-химической биологии (НИИ ФХБ) имени А.Н. Белозерского МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор биологических наук Евгений Шеваль.

Ученые показали, что структура интерфазных проядрышек зависит от наличия молекул-предшественников рибосомной РНК, а их разборка является следствием созревания молекул-предшественников и ухода зрелых молекул из ядра. Удивительным, с точки зрения исследователей, оказалось то, что на процесс разборки влияло появление новых молекул-предшественников в ядрышке. Это значит, что процессы сборки-разборки сопряжены.

В работе использовались прижизненные наблюдения и флуоресцентная гибридизация in situ. Работа проделана в основном силами коллаборации авторов из МГУ, в которую вошли сотрудники НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского, биологического факультета и факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М.В. Ломоносова.

«Работа позволяет перейти к поиску белков, отвечающих за поддержание структурной целостности ядрышка. В данной работе описан механизм разборки ядерных телец, а дальнейшие исследования покажут его универсальность и специфичность», — комментирует Евгений Шеваль.