Опубликовано 06 января 2017, 19:10

Ученые обнаружили у круглых червей-подростков те же изменения поведения, что и у людей

Круглый червь Caenorhabditis elegans

© Институт биологических исследований Солка

Специалисты из Института биологических исследований Солка и Мичиганского университета выяснили, что круглые черви в процессе взросления переживают изменения поведения, характерные в подростковом возрасте и для людей. О своей работе ученые рассказали в журнале eNeuro.

В ходе эксперимента ученые размещали червя в центре блюда, на один край клали диацетил (пищевую добавку с запахом сливочного масла), на другой — вещество с нейтральным запахом. Биологов интересовало, какими путями будут добираться до диацетила взрослые черви и подростки. Оказалось, что взрослые направляются прямо к источнику запаха, а подростки ползают вокруг и тратят на «дорогу» довольно много времени.

«Более молодые черви похожи на беспокойных подростков. Когда наблюдаешь за ними, кажется, что они говорят: "Да, я знаю, что мне нужно идти туда, но меня не очень-то тянет"», — рассказала один из авторов работы, исследователь из Института Солка Лора Хейл.

Когда эксперимент повторили с веществом неприятного запаха, поведение червей разного возраста не различалось, что доказывает, что различия заключаются именно в образе действий, а не в восприятии запахов. В ходе дальнейших исследований ученые выяснили, что различия проявляются и в работе нейронов мозга: в реакции на стимулы (запахи) у взрослых особей было задействовано больше нейронных пар, чем у подростков.

«Наше исследование показало, что, хотя они имеют практически те же нейроны и так же работающие гены, что и взрослые особи, круглые черви-подростки показывают совершенно отличные способности и предпочтения в еде. Именно во взрослом возрасте черви становятся наиболее способными и эффективно находят пищу», — отметил один из авторов исследования, профессор Института Солка Шрикант Чаласани.

По мнению авторов исследования, менее устойчивое поведение подростков и их более разнообразные пищевые предпочтения позволяют им лучше приспосабливаться к изменяющимся условиям.