Опубликовано 05 октября 2016, 22:13

Ученые объяснили, почему у человека пять пальцев

Канадские ученые объяснили, как эволюция обеспечила людей пятью пальцами. Подробнее с работой можно ознакомиться в журнале Nature.

Известно, что кисти и стопы позвоночных и, соответственно, человека, произошли от рыбьих плавников. Это эволюционное изменение было связано с переходом от водной жизни к наземной. Однако превращение плавника в пятипалую конечность происходило не мгновенно, а включало последовательные метаморфозы. Ряд археологических раскопок показывает, что у далеких предков современных людей было больше пяти пальцев. Исследователи из Монреальского университета решили выяснить, что способствовало формированию человеческой руки именно с пятью пальцами.

Предыдущие исследования показали, что гены hoxa11 и hoxа13 отвечают за формирование лучей плавников у рыб и пальцев человека. Ученых привлекло одно наблюдение: в процессе роста человека и мыши гены hoxa13 и hoxd13 во время формирования конечностей отвечают за разные процессы, в то время как у рыб эти гены работают совместно. Пытаясь понять значение этого различия, исследователи воспроизвели работу гена hoxa11 у мыши по «рыбьему» типу. В результате у подопытной мыши сформировалась конечность с семью пальцами. Последовательность ДНК, отвечающую за переход гена «рыбьего» типа к «мышиному», удалось расшифровать. По словам ученых, это означает, что руку с пятью пальцами человек получил не за счет новых генов, а в результате изменения некоторых генов в ходе эволюции.

Теги #Ген