Биология

Ученые определили новый вид древних морских рептилий

Окаменелые останки рептилии Brevicaudosaurus jiyangshanensis

Shang et al.

Палеонтологи закончили изучение скелетов морских рептилий триасового периода из семейства нотозавров. Новый вид получил название Brevicaudosaurus jiyangshanensis и значительно отличается строением от родственников, говорится в опубликованной в Journal of Vertebrate Palaeontology статье.

«Наш анализ двух хорошо сохранившихся скелетов показывает рептилию с широким пахиостотическим телом (с более плотными костями) и очень коротким приплюснутым хвостом, который, вероятно, помогал болтаться на дне морского мелководья. Эти существа использовали его для баланса, как подводный поплавок, который позволял сохранять энергию при поиске добычи», — рассказала Цин-Хуа Шан из Китайской академии наук, одна из авторов исследования.

Палеонтологи из Китая и Канады изучили два скелета, которые были найдены в двух карьерах на юго-западе Китая. Они определили, что найденные останки принадлежат рептилиям из рода Nothosauridae. Это морские существа, жившие в триасовом периоде (201–251 млн лет назад). Для нотозавров были характерны маленькие головы, клыки, похожие на ласты конечности, длинные шеи и еще более длинные хвосты, которые использовались для плавания. Но у нового вида хвост короткий.

Ученые назвали новый вид Brevicaudosaurus jiyangshanensis. Название происходит от латинских слов «brevi» (короткий), «caudo» (хвост) и греческого «sauros» (ящер), а также от места, где был найден более цельный из двух скелетов, — карьера Цзияншань. Размер рептилии был около 60 сантиметров. Передние конечности были развиты больше задних, что, как полагают ученые, помогало плавать. Но кости рептилии были толстыми и плотными, что придавало ей коренастый вид и мешало быстро перемещаться под водой. Зато это обеспечивало ей нейтральную плавучесть, что вместе с коротким плоским хвостом помогало хищнику долго оставаться неподвижным под водой. Нейтральная плавучесть также должна была позволить ему ходить по морскому дну в поисках медленно движущейся добычи.

Строение ребер позволило палеонтологам прийти к выводу, что у рептилии были большие легкие, позволявшие долго не выныривать на поверхность за воздухом. Ученые также отметили, что у нового вида отличается строение уха по сравнению с родственниками. Его стремечко — стержнеобразная кость в ухе, используемая для передачи звука, — толстое и длинное, тогда как у других нотозавров оно тонкое и короткое. Это может свидетельствовать о хорошем подводном слухе у B. jiyangshanensis.

«Возможно, эта маленькая медленно плавающая морская рептилия должна была быть бдительной и опасаться крупных хищников, когда плавала на мелководье. Но при этом она сама была хищником», — рассказал Сяо-Чунь У из Канадского музея природы, один из авторов исследования.