Опубликовано 31 октября 2020, 17:47

Ученые определили новый вид древних морских рептилий

Окаменелые останки рептилии Brevicaudosaurus jiyangshanensis

© Shang et al.

Палеонтологи закончили изучение скелетов морских рептилий триасового периода из семейства нотозавров. Новый вид получил название Brevicaudosaurus jiyangshanensis и значительно отличается строением от родственников, говорится в опубликованной в Journal of Vertebrate Palaeontology статье.

«Наш анализ двух хорошо сохранившихся скелетов показывает рептилию с широким пахиостотическим телом (с более плотными костями) и очень коротким приплюснутым хвостом, который, вероятно, помогал болтаться на дне морского мелководья. Эти существа использовали его для баланса, как подводный поплавок, который позволял сохранять энергию при поиске добычи», — рассказала Цин-Хуа Шан из Китайской академии наук, одна из авторов исследования.

Палеонтологи из Китая и Канады изучили два скелета, которые были найдены в двух карьерах на юго-западе Китая. Они определили, что найденные останки принадлежат рептилиям из рода Nothosauridae. Это морские существа, жившие в триасовом периоде (201–251 млн лет назад). Для нотозавров были характерны маленькие головы, клыки, похожие на ласты конечности, длинные шеи и еще более длинные хвосты, которые использовались для плавания. Но у нового вида хвост короткий.

Ученые назвали новый вид Brevicaudosaurus jiyangshanensis. Название происходит от латинских слов «brevi» (короткий), «caudo» (хвост) и греческого «sauros» (ящер), а также от места, где был найден более цельный из двух скелетов, — карьера Цзияншань. Размер рептилии был около 60 сантиметров. Передние конечности были развиты больше задних, что, как полагают ученые, помогало плавать. Но кости рептилии были толстыми и плотными, что придавало ей коренастый вид и мешало быстро перемещаться под водой. Зато это обеспечивало ей нейтральную плавучесть, что вместе с коротким плоским хвостом помогало хищнику долго оставаться неподвижным под водой. Нейтральная плавучесть также должна была позволить ему ходить по морскому дну в поисках медленно движущейся добычи.

Строение ребер позволило палеонтологам прийти к выводу, что у рептилии были большие легкие, позволявшие долго не выныривать на поверхность за воздухом. Ученые также отметили, что у нового вида отличается строение уха по сравнению с родственниками. Его стремечко — стержнеобразная кость в ухе, используемая для передачи звука, — толстое и длинное, тогда как у других нотозавров оно тонкое и короткое. Это может свидетельствовать о хорошем подводном слухе у B. jiyangshanensis.

«Возможно, эта маленькая медленно плавающая морская рептилия должна была быть бдительной и опасаться крупных хищников, когда плавала на мелководье. Но при этом она сама была хищником», — рассказал Сяо-Чунь У из Канадского музея природы, один из авторов исследования.