Опубликовано 24 октября 2016, 12:59

Ученые посмотрели, как планктон ведет себя в невесомости

Airbus A310, на котором был совершен эксперимент

© UZH

Швейцарские биологи использовали параболический полет, чтобы изучить воздействие невесомости на биологические и физические процессы, а также поведение обитающих в жидкой среде микроорганизмов. С описанием исследования можно ознакомиться на сайте Швейцарской высшей технической школы Цюриха.

Для проведения исследования ученые воспользовались тем, что состояния невесомости можно достичь при параболическом полете. В предпринятом учеными эксперименте на каждый из таких маневров приходилось 22 секунды невесомости. Авторы исследования использовали это состояние, чтобы изучить влияние гравитации на физиологию и поведение организмов. Свое внимание ученые сосредоточили на фитопланктоне — одноклеточных организмах, широко распространенных в любых водоемах. В дневное время они держатся близко к поверхности, к свету, а в темное время суток перемещаются на глубину, где больше питательных веществ.

«Мы знаем, что тряска может помешать передвижениям фитопланктона, однако ответственные за это влияние механизмы оставались неизвестными», — отметил профессор гидромеханики из Швейцарской высшей технической школы Цюриха Роман Стокер. Ученому и его команде удалось отследить изменения в поведении микроорганизмов и измерить экспрессию генов как реакцию на изменение силы тяжести. По словам авторов исследования, полный анализ полученных результатов займет достаточно много времени. «Мы надеемся получить ценную информацию об одном из самых важных организмов на Земле. В идеале эти данные выявят механизмы, посредством которых фитопланктон реагирует на тряску и изменения гравитации, что позволит нам лучше предсказать развитие процессов, происходящих с участием этих организмов», — отметил Стокер.