Опубликовано 25 октября 2016, 08:24

Ученые раскрыли тайну синего цвета листьев бегонии

© daryl_mitchell/Flickr

Ученые из Бристольского университета выяснили, что своим металлическим синим цветом растение обязано особо эффективной форме фотосинтеза, которая позволяет собирать больше света. Подробнее с исследованием можно ознакомиться на страницах журнала Nature Plants.

Исследователи обнаружили, что листья только усиливают блеск, если переместить цветок в темное место, а при ярком свете блеск медленно исчезает.

«Бегония является новатором в комбинировании механизма, собирающего цвет, и фотонной структуры — получается, что свет и структурно изменяется и собирается с высоким КПД», — отметила автор исследования Хизер Уитни.

Ученые полагают, что растения уже давно используют нечто подобное нанотехнологиям (фотонику) для создания особых структур в листьях, которые помогут им собирать свет.

Под микроскопом ученые обнаружили в листьях отдельные хлоропласты, отражающие синий свет особенно ярко. «Глядя более детально, используя электронную микроскопию, мы обнаружили поразительную разницу между "синими" хлоропластами и другими», — рассказал Уитни.

Внутри хлоропластов есть тилакоиды, которые напомнили ученым фотонный кристалл — структуру с периодически изменяющейся проницаемостью либо неоднородностью, период которой сравним с длиной волны света. Эти тилакиоды отражают длины волн света между 430 и 560 нм.

«Синие» хлоропласты концентрировали специфические длины волн в фотосинтетическом аппарате растения, повышая эффективность фотосинтеза до десяти процентов.

Результаты исследования опровергли предыдущую популярную гипотезу о том, что таким цветом бегония отпугивала хищников.