Опубликовано 23 мая 2017, 15:28

Биологи нарисовали Супер-Марио при помощи бактерий

© Jesus Fernandez-Rodriguez et al.

Вставив в геном бактерий 18 новых генов, ученые смогли заставить их запечатлевать цветные изображения. Полученные кишечные палочки (Escherichia coli) реагируют в отдельности на красный, зеленый и синий цвета, вырабатывая пигмент соответствующего цвета. Работа опубликована в журнале Nature Chemical Biology.

В 2005 году научная группа под руководством Кристофера Войта создала клетки E. coli, вырабатывающие черный пигмент под воздействием света и способные создавать монохромные изображения. Та работа потребовала введения всего четырех новых генов, в том числе светочувствительного белка из цианобактерии и протеина, окрашивающего определенное вещество в черный цвет.

В новом исследовании той же группы были получены клетки, чувствительные к трем цветам, что потребовало привнесения 18 новых генов — существенное усложнение по сравнению с оригинальной разработкой. Если поместить культуру клеток в чашке Петри в инкубатор и освещать проектором или лазером в течение 18 часов, то клетки окрасятся, формируя некоторое подобие живой «фотографии». Авторы нарисовали бактериями натюрморт, восьмибитного Марио, картину Эшера и логотип Массачусетского технологического института.

Более глобальной целью данного направления является разработка методов управления работой большого количества генов, используя вспышки света различных длин волн. Например, таким образом можно будет применить одноклеточных в многостадийном производстве сложных химических соединений, и это может оказаться дешевле, чем введение различных химических сигналов.