Опубликовано 25 ноября 2016, 07:50

Ученые узнали, как взрослые клетки превращаются в молодые в живом организме

© Philipp Hympendahl/www.globallookpress.com

Испанские исследователи установили механизм, с помощью которого взрослые клетки превращаются в индуцированные плюрипотентные стволовые клетки у мышей. Работа ученых опубликована в журнале Science.

Ранние исследования in vitro показали, что взрослые клетки могут перепрограммироваться (превращаться в стволовые) под воздействием четырех факторов транскрипции — четырех белков, которые участвуют в переносе информации с ДНК на РНК. Теперь ученые из Испанского национального центра по исследованию рака выяснили, что в живом организме этот процесс идет куда сложнее.

Исследователи выяснили, что у мышей экспрессия этих четырех белков (OCT4, SOX2, KLF4 и cMYC) не только вызывает перепрограммирование клеток, но и способствует старению и повреждению других клеток — они перестают делиться, но не погибают. Эти стареющие клетки вырабатывают противовоспалительные белки цитокины, в частности интерлейкин-6, который заставляет перепрограммироваться соседние клетки.

Таким образом, получается, что «постаревшая» клетка способна заставлять соседние с ней клетки превращаться в «молодые». По словам ученых, их исследование будет полезно в области регенеративной медицины.