Опубликовано 01 октября 2016, 01:57

Учёные выяснили, где хранятся воспоминания об общении

Американские учёные обнаружили у мышей клетки мозга, в которых хранятся воспоминания о других мышах. Исследование опубликовано в журнале Science.

Известно, что височные доли мозга человека участвуют в создании и хранении различных воспоминаний, в том числе и воспоминаний о людях. Но до сих пор не было известно, какая именно область ответственна за эти воспоминания. В 2005 году учёные из Калифорнийского технологического института определили в человеческом мозге нейроны, реагирующие на портреты знаменитостей, таких как Хэлли Берри или Брэд Питт. Исследователи пришли к выводу, что в мозгу есть клетки, которые хранят воспоминания о знакомых людях.

Ученые из Массачусетского технологического института предположили, что социальные воспоминания у мышей могут храниться в области гиппокампа, называемой СА1, потому что предыдущие исследования показали, что эта область не участвует в хранении эпизодических воспоминаний. Исследователи решили проверить свою гипотезу с помощью метода оптогенетики. Этот метод позволяет «включать» и «выключать» отдельные нейроны под действием света. Но чтобы нейрон реагировал на свет, он должен иметь светочувствительный рецептор. Таким рецептором является, например, родопсин, который состоит из белка опсина и кофактора ретиналя. Под действием света ретиналь меняет свою структуру, передавая таким образом сигнал опсину, который, в свою очередь, активирует нейрон.

В своём эксперименте ученые «знакомили» подопытную мышь с другой мышью, а затем сажали ее в клетку со знакомой мышью и незнакомой. Обычно мышь больше стремиться контактировать с незнакомой мышью, но, когда исследователи отключили работу нейронов СА1, подопытная мышь одинаково взаимодействовала с обеими мышами. И, соответственно, когда учёные активировали СА1, животное относилось к знакомой мыши так, как будто раньше ее не встречала. Эффект распространялся только на социальные взаимодействия и не влиял на узнавание мышами мест или предметов. С помощью методов оптогенетики ученым удалось даже вернуть память мыши о «старом знакомом», о котором она уже успела забыть. При этом исследователи могли сделать эти воспоминания хорошими или, наоборот, негативными.

Сейчас работа ученых нацелена на поиск связи между нейронами социальной памяти и аутизмом. Известно, что у людей, страдающих аутизмом, наблюдается мутация рецепторов гормона окситоцина, которые располагаются в области СА1. Исследователи хотят выяснить, ухудшают ли это взаимодействие работу памяти, связанной с общением.