Опубликовано 11 октября 2016, 23:04

Ученые выяснили, почему голые землекопы не чувствуют боли

Голый землекоп и перец чили

© THOMAS PARK, PHD UNIVERSITY OF ILLINOIS AT CHICAGO

Ученые выяснили, почему голые землекопы не чувствуют боли. Исследование на эту тему опубликовано в журнале Cell Reports.

Голые землекопы — внешне непривлекательные африканские грызуны — прославились своим долголетием (до 32 лет), устойчивостью к раку и нечувствительностью к некоторым видам боли. Ученым из Центра молекулярной медицины имени Макса Дельбрюка удалось выяснить, почему у голых землекопов не бывает состояния тепловой гипералгезии.

Когда сенсорные нейроны животных испытывают, например, воздействие высокой температуры, то белки под названием факторы роста нервов (NGF) связываются с рецепторами TrkA на поверхности этих нейронов. Запускается каскад химических реакций, открывающих ионный канал TRPV1, по которому сигнал о болевом раздражителе поступает в мозг. При дальнейшем воспалительном процессе ткани становятся очень чувствительными к боли, а кожа — сверхчувствительной к теплу. Это состояние, которое помогает животным избежать дальнейших травм, и называется тепловой гипералгезией.

После многочисленных экспериментов с участием землекопов и других млекопитающих, исследователи обнаружили, что рецептор TrkA голого землекопа, в отличии от животных с нормальной чувствительностью к боли, обладает меньшим количеством участков связывания с белком NGF. Оказалось, что для рецептора TrkA у этих грызунов необходимо в десять раз больше NGF (чтобы вызвать сигнальный каскад химических реакций). Также ученые выяснили, что рождаются голые землекопы с нормально функционирующими рецепторами, чтобы иметь высокие шансы выжить, но с возрастом чувствительность рецепторов снижается, и грызуны становятся менее восприимчивыми к боли.

Исследователи считают, что потеря тепловой гипералгезии помогает голым землекопам не растрачивать энергию: эти грызуны имеют низкий уровень метаболизма, поэтому эволюция лишила их дополнительных нервных рецепторов, стремясь минимизировать затраты энергии, которые не являются абсолютно необходимыми. Ученые планируют продолжить свои исследования на генетически модифицированных мышах, которые будут иметь такой же рецептор, как у голых землекопов. По словам ученых, работа в этом направлении поможет разработать новые обезболивающие.