Опубликовано 27 октября 2016, 17:04

Ученые выяснили, почему у разных видов гекконов лапы устроены по-разному

Стенной геккон (Tarentola mauritanica)

© Yintan/Wikimedia Commons

Ученые из Университета Калгари в Канаде совместно с коллегами из Франции выяснили, почему у разных видов гекконов присоски на лапах располагаются по-разному. Подробнее с работой ученых можно ознакомиться в журнале Journal of Zoology.

На лапах гекконов — небольших тропических и субтропических ящериц — есть специальные присоски, которые позволяют им карабкаться по скалам и даже ходить вниз головой. Интересно, что у двух разных видов этих животных расположение присосок различается: у стенного геккона (Tarentola mauritanica) прикрепляющиеся подушечки расположены на всей поверхности пальцев, а у европейского листопалого (Euleptes europaea) — только на кончиках пальцев. До сих пор причина этого различия не была установлена.

Ученые исследовали эти виды на острове Джиралья, расположенном недалеко от северного побережья Корсики. Европейский листопалый геккон был широко распространен по всей территории, в то время как стенные гекконы не рисковали отойти далеко от бетонных зданий. Оказалось, что стенные гекконы не могли передвигаться по скалистой поверхности, содержащей сланец празинит, так как прослойка празинитовой пыли мешала присоскам на лапах сцепляться с поверхностью. Однако европейские листопалые гекконы за счет своих небольших присосок могли минимизировать контакт с поверхностью, периодически цепляясь когтями, что стенным гекконам сделать не удавалось. Поэтому европейские листопалые гекконы могли расселяться по всему острову, а стенным гекконам приходилось ограничивать свой ареал.

Скорее всего, гекконы с большими присосками лучше передвигаюся по незапыленной поверхности, однако у гекконов с меньшими присосками есть преимущество, так как они могут существовать как в пыльной, так и в непыльной среде обитания. По словам исследователей, эта работа позволила лучше понять особенности жизни этих животных. Также понимание того, как работают «липкие» пальцы гекконов, в будущем поможет создать костюмы, предназначенные для лазания по различным поверхностям: от гор до городских зданий.