Опубликовано 05 августа 2019, 19:02

Укусы муравьев засняли в слоу-мо

Муравей рода Odontomachus

© Andrea Warnecke/dpa Themendienst/picture alliance

Американский биолог впервые заснял укусы муравьев с помощью ускоренной видеосъемки (1000 кадров в секунду). Видео с жалящими наскомыми выложили на канале лаборатории эволюционной биологии и поведения при Музее естественных наук Северной Каролины в Youtube.

71% видов семейства муравьев (Formicidae) кусаются или жалят. Жало досталось муравьям от общего с осами предка. Но не все муравьи его сохранили — некоторые, однако, развили способность распылять кислоту и без его помощи. Их жало тоньше человеческого волоса, и инъецируемый яд вызывает боль. Кислоты нескольких родов — Solenopsis (огненных муравьев), Pachycondyla, Myrmecia (муравьев-бульдогов) и Paraponera (муравьев-пуль) — имеют медицинское значение. Из яда муравьев получают муравьиный спирт и настойки для суставов и невралгий. Укус муравья-пули — самый мучительный среди насекомых. Первую помощь при укусах составляют холодный компресс и антигистаминовый препарат.

Адриан Смит, биолог из Музея естественных наук Северной Каролины в Роли, задался целью запечатлеть с высоким разрешением движения муравья при укусе. Для этого ученый выложил тонкую восковую пленку и снимал на камеру с разрешением 1000 кадров в секунду, как одонтомахусы (Odontomachus ruginodis) и флоридские муравьи-жнецы (Pogonomyrmex badius) ее жалили. Скорость съемки позволяла фиксировать микроскопические движения испытуемых.

Анализ видео показал, что муравьи могут доставлять до 13 капель яда в секунду. Для муравья это действительно важное достижение, так как у него есть только один шанс, чтобы поразить жертву или противника.